ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя пред Рождеством Христовым.

(Мф. 1: 1 – 25)

Так как св. Матфей писал свое Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Господь Иисус Христос происходит, как это надлежало Мессии, согласно ветхозаветным пророчествам, от Авраама и Давида. Он и начинает свое Евангелие прямо с родословия Господа, причем ведет его только от Авраама и доводит до “Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос”. Возникает вопрос, почему евангелист дает родословие Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Это потому, что у евреев не было принято производить чей-либо род от предков матери, а так как Пресвятая Дева, несомненно, была единственным детищем у своих родителей Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, она должна была быть выдана замуж только за родича из того же колена, племени и рода, и, следовательно, раз старей Иосиф был из рода царя Давида, то и она должна быть из того же рода.

Введение св. Матфеем в родословие Господа женщин, бывших язычницами или грешницами, сделано с целью назидания: Бог, не возгнушавшийся причислить к избранному роду таких женщин, не гнушается призвать язычников и грешников в Свое царство – не заслугами своими спасается человек, но силою всеочищающей благодати Божией.

Св. Матфей сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы Марии старцу Иосифу, “прежде нежели сочетались они”, то есть прежде заключения брака между ними, Иосифу стало ясным, что обрученная ему Мария “имеет во чреве”. Будучи праведным, справедливым и милосердным перед всеми, чтобы не подвергнуть Марию позорной и мучительной смерти, согласно закону Моисееву (Втор. 22:23 – 24), а намеревался тайно отпустить ее от себя, не оглашая причины. Когда он помыслил это, ему явился Ангел Господень, который объяснил, что Зародившееся в подозреваемой им обручнице, “есть от Духа Святаго”, а не плод греха, как Иосиф ошибочно думает. “Родит же сына, – продолжает Ангел, ибо Он спасет людей Своих от грехов их”.

Имя “Иисус”, по-еврейски “Иегошуа”, и значит “Спаситель”. Чтобы Иосиф не сомневался в истине его слов, Ангел ссылается на древнее пророчество Исаии, которое свидетельствует о том, что это великое чудо бессеменного зачатия и рождения от Девы Спасителя мира было предопределено в предвечном совете Божием: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына…” (Ис. 7:14).

Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит, что “нарекут имя Ему: Еммануил”, а Рожденного от Девы Марии назвали Иисусом. Имя “Еммануил” значит “С нами Бог”, то есть, когда совершится это чудесное рождение Младенца от Девы, то люди будут говорить “С нами Бог”, ибо в Его лице Бог сошел на землю и стал жить с людьми – это всего лишь пророческое указание на Божество Христово, указание на то, что этот чудесно рожденный Младенец будет не простым человеком, а Богом.

Убежденный словами Ангела, Иосиф “принял жену свою”, то есть отказался от намерения отослать Ее от себя, оставил Ее жить у себя в доме как жену. “И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца” – “как наконец” – не значит, что после рождения Иисуса он “познал Ее”, стал жить с Ней как с женой. Справедливо замечает Златоуст, что просто невероятно допустить, чтобы такой праведник, как Иосиф, решился бы познать святую Деву, после того как Она так чудесно сделалась матерью. В данном случае “как наконец”, в смысле “пока”, в греческом тексте “эос”, никак нельзя понимать так, как хотят понимать не почитающие Пресвятой Девы протестанты и сектанты, – будто бы Иосиф до рождения Иисуса не знал Ее, а после познал, – это не так.

В Священном Писании это слово “эос” употребляется, например, во фразе при повествовании об окончании потопа: “И выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока (“эос”) осушилась земля от воды” (Быт. 8:6), но он и после не возвратился. Или, например, слова Господа: “Се, Я с вами во все дни до (“эос”) скончания века” (Мф. 28:20) не значат, как справедливо замечает блж. Феофилакт, что после скончания века Христос уже не будет с нами. Нет! Тогда именно тем более будет.

“Первенцем” Иисус называется здесь также не потому, что Пресвятая Дева имела после Него других детей, а потому только, что Он первым родился и притом единственным. В Ветхом Завете Бог повелевает освятить Себе “всякого первенца”, независимо от того, будут ли после него другие дети, или нет. Если же в Евангелиях упоминаются “братия Иисуса Христа” (Мф. 12:46, Ин. 2:12), то это совсем не значит, что это были Его родные братья. Это были, как свидетельствует предание, вернее всего, дети Иосифа-обручника от первого брака.