ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя 32-я по Пятидесятнице.

(Мф. 4, 12 — 17)

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан по стражу, удалился в Галлилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых.

Прошло довольно времени после искушения Господа Иисуса Христа в пустыне. Он приходил в Иерусалим на праздник Пасхи и видел, что гордые книжники и фарисеи, а за ними и простые иудеи менее способны слушать Его Божественное учение, чем простодушные галилеяне. Около этого времени Ирод четвертовластник заключил своего обличителя — Иоанна Предтечу — в темницу. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что подговорили Ирода иудейские начальники, потому что Иоанн Креститель обличал и их. Можно было ожидать, что иудейские начальники восстанут и против Христа Спасителя, а потому Господь удалился из Иудеи в Галилею, научив и нас не вдаваться в опасность без особой нужды.

Мягкий климат, необыкновенное плодородие почвы и роскошная растительность придавали Галилее вид цветущего сада. Эту-то страну и избрал Господь наш Иисус Христос для Своего пребывания: здесь он большей частью проповедовал, творил чудеса, здесь же из простых рыбарей галилейских Он благоволил избрать Себе и апостолов. Правда, в Галилее больше было невежества в отношении к учению веры, а потому иудеи смотрели на галилеян с презрением: «от Галилеи пророк не приходит; из города Галилейского может ли что доброго выйти?» — таково было общее мнение иудеев о галилеянах, и это мнение обратилось у них даже в поговорку.

В Галилее не было таких ученых книжников, какие были в Иерусалиме и Иудее, но зато галилеяне не были и так заражены разными предрассудками и ложными представлениями о грядущем Мессии. Они не были совершенно чужды этих предрассудков, но у них эти предрассудки происходили просто от невежества, тогда как у иудеев они были плодом их фарисейской гордости и самомнения. Вот почему все ученики Господа Иисуса были Им избраны из галилеян. Вот почему и Сам Он во время Своего общественного служения делу спасения рода человеческого главным образом пребывал в Галилее. Только по временам посещал Он Иудею и Иерусалим, особенно в годовые праздники. Он оставил родной Ему Назарет, где жители не приняли Его, и поселился в Галилее, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, в тех местах, которые принадлежали некогда коленам двух сыновей Иакова — Завулона и Неффалима.

Да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране, и тени смертной воссиял свет.

В Галилее было много язычников, вот почему она называется Галилеей языческой. Все эти язычники были погружены во тьму идолопоклонства, они не знали истинного Бога, и как ходящие во тьме не видят, куда идут, так и они, не зная пути заповедей Божиих, находились в глубокой тьме и смерти. Поэтому пророк Исаия называет их сидящими во тьме и сени смертной. Не искали они света истинного, Сам Свет истинный, просвещающий всякого человека, сам Христос, воссиял им, явился, пришел к ним и просветил их светоносной проповедью о покаянии.

«В самом деле, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — род человеческий перед пришествием Христовым находился в самом бедственном состоянии: люди, объятые тьмой идолопоклонства, не зная, куда идти, уже не ходили, по выражению пророка, а «сидели во тьме»: это значит, что они даже и не надеялись освободиться от тьмы».

«Сидели в «тени смертной», говорит святитель Филарет Московский, — то есть в грехе, который называется тенью смерти, потому, что смерть разрушает тело, а грех лишает душу жизни, то есть благодати Божией, но не разрушает ее, ибо она безсмертна. И им «возсия Свет», то есть неожиданно для них явился Христос и просветил язычников, которые не ожидали Его так, как ожидали евреи».

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить…

С того времени, как умолк призывавший к покаянию глас Вопиющего в пустыне и Иоанн был заключен в темницу, Иисус начал проповедовать. Проповедовал Он и прежде, но не в Галилее, а только в Иудее, в Иерусалиме, на празднике Пасхи, и при том не столь усиленно, как с этого времени. Пока Иоанн Предтеча не был заключен в темницу, Спаситель как бы удерживал Себя от проповеди, дабы не произвести, по слову святителя Иоанна Златоуста, разделения в народе. Теперь же Он проповедовал повсюду, где находил слушателей: и в селениях, и городах, и в синагогах, и в домах, и в поле, на горе, на берегу озера, с лодки — нигде Он не переставал учить и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Прежде было на земле царство греха, царство диавола: теперь настает Царство Божие, Царство Небесное. Кто хочет войти в это Царство, тот должен оставить все прежние греховные привычки, должен покаяться, перемениться. О Самом Себе Спаситель еще ничего не говорит. Он лишь продолжает проповедь Иоанна Крестителя — пока народ не мог понять, Кто Он, хорошо было бы и то, если бы они приняли уже проповеданное Иоанном. И однако проповедь Его отличается от Иоанновой уже и теперь: Спаситель благовествует о Царстве Небесном, которое уготовано для слушающих Его. Он еще не говорит о грядущем Суде, как говорил Иоанн, дабы сразу не устрашить сердца слушателей. Гласом милосердия Он призывает грешников к покаянию.