ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя 33-я по Пятидесятнице.

(Лк. 19, 1-10)

Однажды Иисус Христос проходил чрез Иерихон, и вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Закхей занимал видное положение в Иерихоне: он заведовал сборщиками податей целого округа и мог нажиться в таком богатом, по тому времени, городе, который славился производством и торговлей бальзамом. Вероятно, богатство не удовлетворяло Закхея, его душа искала чего-то другого и нашла Христа. Слухи о Христе, конечно, доходили до него, но он желал видеть Иисуса не из простого любопытства, иначе Христос не пошел бы к нему в дом. Желание Закхея было очень сильно и живо, потому что он не только оставил свой дом и пришел туда, где проходил Христос, но еще и влез на дерево, чтобы только достигнуть своей цели – видеть Иисуса.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Необычайное положение человека, влезшего на дерево, обратило на себя внимание Господа, и Сердцеведец тотчас приметил, что не праздное любопытство привело сюда этого человека. Он повелевает Закхею сойти с дерева и обещает идти к нему в дом. Такой великой чести, конечно, Закхей не ожидал. Ему ли, презренному мытарю, отъявленному грешнику, принимать в своем доме Великого Учителя и Чудотворца? Неизреченная сладость наполнила сердце Закхея, и он поспешно сошел и принял Его с радостию. Как велика была радость Закхея, видно из его восклицания: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Вот пример для людей любостяжательных! Пусть не думают они, что можно загладить свои грехи широкою благотворительностию на чужой счет! Сначала нужно возвратить по принадлежности все нечестно приобретенное, примириться с обиженными и обездоленными и тогда уж благотворить из богатства честно нажитого.

Закон требовал от уличенного вора, чтобы он возвратил украденное с прибавлением пятой части стоимости украденного (Чис. 5, 6-7). Закхей обещает сделать более – половину имения раздать нищим, а обиженным, если таковые найдутся, воздать вчетверо.

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Разве можно сравнить этого мытаря и грешника, обещающего щедро оделить нищих, удовлетворить обиженных, с фарисеями, кичившимися своею праведностью и дающими десятину с мяты, аниса и тмина? (Мф. 23, 23). Для первого наступило спасение, а для второго – осуждение…