ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя 29-я по Пятидесятнице.

(Лк. 17, 12 — 19)

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

«Христос Спаситель, — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, — даровал здравие десяти больным проказою. Проказа была болезнь тяжкая, часто заразительная, нечистая. По закону Моисееву прикоснувшийся к больному проказою признаваем был нечистым и подвергался обрядам очищения. <…> прокаженные были люди, отверженные от общества и сопребывания других людей; почему евангельские десять прокаженных и встретили Господа не в доме, не в селении, но пред вступлением Его в селение… и, не смея приблизиться, сташа издалеча. Вот каким людям не отказал Он в благотворении!

Требует размышления и образ исцеления, дарованного десяти прокаженным. Когда они воплем: Иисусе Наставниче, помилуй ны, очевидно просили себе исцеления, Он не отказал им в оном, но и не обещал оного, а только сказал: Шедше покажитеся священником. Что ж это значило? Это было применение к Моисееву закону, который повелевал прокаженным являться к священнику, для определения действительности болезни и действительного выздоровления и для принесения за выздоровевшего от проказы жертвы очистительной и благодарственной. Итак, Христос Спаситель, отсылая прокаженных к священникам и в церковь, чрез сие хотел, во-первых, уклониться от славы человеческой, потому что исцеление в сем случае должно было последовать не при многолюдстве, в виду целого селения, но в уединении на пути; во-вторых, побудить их к исполнению церковных обязанностей и богослужебных; в-третьих, возвести умы и сердца их к Богу, дабы в Нем видели источник всякого блага и благодеяния, и Ему за все воздавали славу.

В числе десяти прокаженных удостоен был чудесного исцеления самарянин. Сим наименованием означались люди, отпадшие от православия ветхозаветной Церкви…Но и чуждого Церкви не отчуждил Глава Церкви от благодеяния телесного: и последствия показывают, что благодеяние не потеряно.

Из числа десяти прокаженных получивших исцеление, оказалось девять неблагодарных. Всеведущий исцелитель видел неблагодарность прежде, нежели совершил исцеление, однако не удержался от совершения благотворения, и по совершении не раскаявался. Кротко изъявил Он удивление, не о том, что не благодарят видимого Благодетеля, но о том, что не дают славы Богу: Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу?

Неблагодарность есть нечувствие души неестественное. В природе, не только человека, но и бессловесных, насаждено расположение к благодарности. Лев, которого преподобный Герасим избавил от болезненного страдания, вынув у него из лапы занозу, ощутил к своему благодетелю такую привязанность, что служил ему во всю остальную жизнь его, и, по его смерти, от печали по нем умер на его могиле. но что ж? Если другой поступает не по природе, неужели ты, сын благодати, решишься поступать не по благодати? Неужели удержишься от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность? Вспомни твоего Спасителя, Который хотя видел пред собою девять неблагодарных, против одного благодарного, не удержался от благотворения всем».

«Исцелены десять прокаженных, — пишет святитель Феофан Затворник, — а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А, между тем, все ли благодарны Богу и за все ли благодарят Его? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «Зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть». Бог дал бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь «Да у меня все горести, бедность, болезни, напасти». Что ж, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностию. Даже если б и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовиться тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих».