Лк. 10, 25 — 37
Один законник, искушая Иисуса, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Законник — человек образованный, искусный в законе, изучение которого составляло главный предмет образования иудейского. Не с добрым намерением обратился законник к Иисусу, но искушая Его: не скажет ли Он чего-либо противного закону; и тем хотел уловить Его в слове, может быть, чтобы обвинить Его, что Он учит противно закону.
В законе что написано? Искусному в законе и лукавому совопроснику Господь отвечает ссылкой на самый закон. Искушение, таким образом, на этот раз было безуспешно: законника Господь отослал к закону, в котором изложены заповеди о любви к Богу и к ближнему.
А кто мой ближний?.. Законник, как бы оправдываясь в своем первом вопросе и желая показать, что он исполняет требования закона, а если не исполняет, то, разве, по неопределительности требований законных (как, например, в законе не определено, кого считать ближним), задает этот новый вопрос. В ответ на него Господь произносит притчу о милосердом самарянине.
Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон… Иерихон, большой в то время город иудейский, находился верстах в 20 от Иерусалима. Дорога между этими двумя городами была пустынная и дикая, здесь немало было диких зверей и попадались разбойники, которые и грабили путешественников.
И попался разбойникам, которые… изранили его и ушли, оставив ею едва живым. …Священник… увидев его, прошел мимо. Также и левит… подошел, посмотрел и прошел мимо. Священник и левит — это лица, назначенные по закону служить при скинии. Служителям Бога, исполнявшим священнодействия при храме пред лицем Иеговы, казалось бы, естественнее, чем кому-либо другому, исполнить обязанность любви к несчастному, павшему от руки разбойников. Но они лишь посмотрели на него и прошли мимо.
Самарянин же… сжалился… Самаряне были тоже евреи, но имели некоторые отличия в обрядовом законе и потому считались иудеями за раскольников и даже больше — за людей, недостойных общения, как язычники. Самарянин возлил на раны несчастного масло и вино, что в те времена употреблялось в качестве врачебного средства, смягчающего боль от ран и заживляющего.
Вникая в содержание и заключение этой притчи, мы видим, что она не вполне соответствует вопросу законника. Последний спрашивал: кто есть мой ближний? Притча же изображает, как и кто из тех троих сделался ближним впадшему в разбойники ; через это научает законника, как ему нужно поступать по отношению к другим людям, то есть не разбирая между “ближними” и “дальними”, оказывать всем встречающимся на пути несчастным посильную помощь.
Законник спрашивал: Кто есть ближний мой, как будто опасаясь, не возлюбить бы ему людей, которых он не должен любить. Господь же отвечает ему: сам сделайся ближним тому, кто в тебе нуждается, а не спрашивай, ближний ли он тебе или нет. Нужно смотреть не на людей, а на себя, на свое сердце, чтобы в нем не было холодности и черствости, а было бы милосердие самарянина, благожелательность и сострадание. Кому мы окажем милость, тот и будет наш ближний, кто бы он ни был по вере и национальности. А так как все люди имеют нужду во взаимной помощи, то все люди должны быть ближними между собою.