ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя 21-я по Пятидесятнице.

(Лк. 16, 19 – 31) 

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Жил богач в свое удовольствие, носил самые дорогие одежды: порфиру (плащ, верхняя одежда из дорогой материи красного цвета), виссон (белая тонкая, нежная материя из высших сортов шелковистого льна; из виссона приготовлялась нижняя одежда, по-нашему белье), и каждый день у этого человека были роскошные и многолюдные пиршества.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача… У ворот богача лежал убогий бедняк Лазарь, весь в струпьях, вероятно, по причине голода. Всеми забытый и заброшенный, Лазарь кормился теми отбросами и крошками, которые оставались после веселых пиров богача. Но и эти крошки не всегда удавалось получить бедняку. Сбегавшиеся собаки с жадностью пожирали выносимые из палат богача отбросы, а затем лизали раны и струпья Лазаря, причиняя ему этим большие страдания; а он был так слаб, что даже не имел сил отогнать их.

Богач, конечно, знал про существование Лазаря и мог бы ему помочь: нельзя сказать, чтобы он был скуп, так как тратил ежедневно большие суммы; а просто развилось в нем под влиянием богатства бессердечие к бедным, безжалостность.

Когда умер убогий бедняк Лазарь, душа его отнесена была Ангелами на лоно Авраамово. У иудеев было верование, что души праведных людей относятся на небо Ангелами и удостаиваются блаженства в Царствии Небесном. Об обстоятельствах смерти богача упоминается лишь то, что были устроены похороны, вероятно такие же богатые, как была и вся жизнь богача.

Загробное состояние богача и Лазаря представляется совсем в обратном отношении: Лазарь – на лоне Авраамовом, а богач – в аду. Будучи в муках, богач поднял глаза свои и, увидев над собою Авраама и Лазаря, возопил: Отче Аврааме! …пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени. Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь богач просит каплю воды. Но Авраам отвечает, что теперешнее положение и богача и бедняка находится в точной соразмерности с прежним состоянием, а потому отказывает богачу в его просьбе, прибавив, что между ними, то есть между небом и адом, большая пропасть.

От нестерпимых страданий богачу кажется, что он вел бы совершенно иную жизнь, если бы знал о том, что его ожидает, поэтому просит послать Лазаря к оставшимся на земле братьям, чтобы предупредить об ужасной судьбе грешников. Но Авраам ответил ему, что на земле существуют закон и пророки и что если люди их не слушают, то не поверят и не послушают и посланника с неба.

Ответ Авраама указывает на существеннейшую причину нерадения людей о своей загробной участи. Это греховная испорченность сердца, упорное нежелание следовать указаниям слова Божия. Это нежелание столь сильно, что даже если бы кто из мертвых воскрес и явился предостеречь людей от осуждения, то они, привязанные к миру и ко греху, не поверили бы воскресшему и, пожалуй, усомнились бы, как это теперь часто бывает, в истинности существования загробного мира и воздаяния по заслугам земной жизни.

Братия, помните час смертный и суд нелицеприятного Владыки!