ТОЛКОВАНИЕ НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ. Неделя 16-я по Пятидесятнице.

(Мф. 25, 14-30)

Один богатый человек, отправляясь в чужую страну, поручил управление своим имением рабам своим; и так как он знал способности и силы каждого из них, то одному дал пять талантов, другому – два и третьему – один, а сам тотчас же отправился в путь. Получившие два и пять талантов пустили их в оборот и к возвращению господина своего удвоили хозяйское достояние. Получивший же один талант, очевидно, обидевшись тем, что ему мало дано сравнительно с другими, однако, боясь строгого господина, позаботился лишь сохранить данный талант и зарыл его в землю.

По прошествии долгого времени возвратился господин и потребовал отчет от рабов своих. Похвалил господин первого и второго раба, принесших удвоенное число талантов, обещал им большую награду и приблизил к себе, предложив разделить с ним радость его. Подходит получивший один талант и, не зная, чем оправдать свое нерадение, начинает обвинять самого господина. Он как бы так говорит: я верен тебе, не растратил твоего добра, но если я не приобрел другого таланта, то не я виноват, а ты: ты хочешь жать, где не сеял, и собирать, где не рассыпал, ты – господин жестокий.

Но господин сразу изобличает этого раба, определяя причину его скудости в лености и лукавстве (хитрости). Возьмите же у него, говорит он, один талант и отдайте имеющему десять, так как имеющий дарование и охотно применяющий его к делу тем самым развивает и усиливает его, и ему как бы вновь дается; а ленивый, не желающий приносить пользу данными ему от Бога дарованиями, доходит до того, что эти дарования сглаживаются, стушевываются и как бы отнимаются. А негодного раба выбросьте отсюда, пусть он остается вне чертога веселья и радости, во тьме, пусть там мучится и скрежещет зубами!

Этой притчей Господь изобразил встречу Спасителя при Его втором пришествии верующими, ибо и ленивый раб является верующим в необходимость дать отчет своему Господину. Но этого верующего, оставшегося лишь с этой бесплодной, не проявившейся в доброделании верой, ожидает печальная участь.

Как же заблуждаются протестанты и сектанты, учащие, что одной веры достаточно для спасения! Смысл притчи Господней ясен. Человек, не сотворивший по вере своей добрых дел, самую веру укрепляющих, извержется вон из Царства Небесного.