Праздник Крещения и Богоявления Господня.

С праздником Крещения и Богоявления Господня!

Праздник и его традиции.

«Никогда воды Крещения не способны
были бы очищать грехи человеческие,
если бы они не были освящены
прикосновением к телу Спасителя».

Святитель Амвросий Медиоланский

По материалам беседы с протоиереем Максимом Козловым.

Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Ещё в «Постановлениях Апостольских» (кн. 5, глава 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».

Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединённые святками, составляют как бы одно торжество. Святая Церковь издревле совершает великое освящение воды как в Навечерие (18 января), так и в самый день Богоявления (19 января).

Водоосвящение в самый праздник получило своё начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V веках совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Поэтому, если в Навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник Богоявления водоосвящение обычно совершается в том числе на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – Богоявление. Это Крещение Христа Иоанном Предтечей, это явление гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в сей день – участие в церковной службе, церковных Таинствах и чине водоосвящения.

Вода, освящаемая на Крещение и Богоявление Господне, абсолютно одинакова в оба дня праздника – и в Крещенский сочельник (18 января), и в сам день Крещения и Богоявления (19 января).

Вообще применение святой воды в повседневной жизни православного христианина многоразлично. К примеру, ею обычно кропят своё жилище, её употребляют натощак вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме – воде, освящённой накануне и в самый день праздника Крещения Господня).

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды её можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освящённая вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Хотя и желательно – из благоговения к святыне – принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией – при недугах или нападениях злых сил – пить её можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остаётся свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить её следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освящённый хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасёт, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет её с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.

Обязательно ли окунаться в купель на Крещение?

Прежде всего мы должны отчётливо разделять две вещи. Обе по-своему хорошие, но друг другу не тождественные, просто внешне похожие.

Первое – моржевание, или закаливание, в том числе погружение в холодную воду зимой, в прорубь. «Закаляйся, если хочешь быть здоров», – это мы знаем. При этом происходят определённые процессы в организме, эндокринный всплеск, ощущение радости. Каждый, кто практиковал, знает это на собственном опыте.

Второе – если погружение совершается с верой в память о Крещении Иисуса Христа в Иордане. Тогда должна быть на первом месте религиозная составляющая. Человек окунается не потому, что хочет второй или десятый раз креститься, потому что креститься можно только один раз, а потому что желает актуализировать не только на уровне интеллекта, но и всем своим существом память о Крещении Спасителя в Иордане, прикоснуться к тому великому событию. В этом случае получается, в первую очередь, польза духовная.

Перед тем, как окунаться в Иордань, следует, конечно, обратиться за благословением к священнику, который вас знает, осведомлён о состоянии вашего здоровья. Желательно предварительно посоветоваться с врачом.

Ни в коем случае не должно перед купанием употреблять «согревающие» напитки. Если уж есть желание совершить такой подвиг, как крещенское погружение, то нужно постараться сделать это горячим сердцем и трезвым сознанием.

В праздник Крещения Господня, как и в любой другой великий праздник, Церковь призывает нас прежде всего, если есть возможность, к молитвенному предстоянию на богослужении и дома. Значительно более распространённой традицией, чем погружение в купель, является взятие в храме после чина Великого водоосвящения великой агиасмы. Эту воду уносят с собой домой, хранят в каком-нибудь достойном месте, желательно не с предметами быта и продуктами, и употребляют по мере необходимости для пользы души и тела внутрь. В праздничные дни, 18 и 19 января, принято окроплять свой дом крещенской водой.

В Жуковском Иордань будет устраиваться на Москве-реке на территории храма Рождества Иоанна Предтечи. На реке будет организовано место для безопасного окунания, установлена палатка для переодевания, в трапезной храма гостям предложат горячий чай.

Дмитрий Язов

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №1(179)