Многие из нас уже давно ведут церковную жизнь, регулярно посещают храм, исповедуются, причащаются, знают церковные правила – писанные и неписанные – и очень охотно этим правилам учат других, зачастую против их желания. Но, достигнув такого церковного «профессионализма», мы часто забываем очень важные вещи.
Чувство благоговения… Давайте вспомним, как мы заходили в храм и какие чувства испытывали, когда только начинали посещать церковь, когда ещё не были воцерковлёнными. Мы обдумывали каждое наше действие, причём не только потому, что боялись получить выговор, а потому, что испытывали благоговение.
Что же стало теперь со многими из нас? Мы, как и прежде, трижды кланяемся храму перед тем, как в него зайти, кладём поклон внутри храма, а дальше… дальше чувствуем себя очень уверенно а, точнее, неблагоговейно.
Идёт богослужение. Нам захотелось – пошли к иконе прикладываться, которая в другом конце храма, отвлекли этим молящихся. В этом – не только неблагоговение, но и элементарный эгоизм. Поэтому хождение по храму во время службы является грехом, который, кстати, всегда называется на общей исповеди. Но мы, особенно старожилы храма, почему-то про это забываем. Забываем, что храм – это дом Божий, и делаем то, что вздумается. А ведь именно с нас должны брать пример те, кто только,начинает церковную жизнь. Чему они у нас научатся? Разговорам и гулянию по храму?!
Это у иудеев считается, что если ты близок Богу, то можешь вести себя в синагоге очень свободно. Но мы – не иудеи, и в православном храме главное – благоговение, страх Божий и забота о том, чтобы не помешать молитве других. Поэтому ходить во время службы по храму разрешается только священнослужителям и церковнослужителям. Можем ли мы представить какого-либо святого, который расхаживает по храму, разговаривает со встретившимися знакомыми? Нет… Но ведь для нас именно святые должны быть примером. Давайте вспоминать об этом каждый раз, когда мы находимся в храме.
Вот некоторые правила поведения за богослужением
Чтобы приложиться к иконам и поставить свечи, нужно приходить в храм заранее, и, когда чтец начнёт читать часы, уже не ходить, а молиться соборно. Следует выбирать себе удобное место и не сходить с него. Если надо исповедаться, причаститься или помазаться – встать в соответствующую очередь, а после вернуться на прежнее место и стоять до самого отпуста.
Уходить с богослужения без крайней необходимости – грех перед Богом. Особенно нужно стараться не выходить из храма во время Литургии, по крайней мере, до пения «Отче наш…». Богослужение –это пир у Господа. Представь, будет ли приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?
Если опоздал – не протискивайся к своему месту, а встань, где получится. Не передавай свечи и не ходи от иконы к иконе. Ты думаешь, что тебя никто не замечает, а на самом деле ты отвлекаешь многих. Опоздал – дождись конца службы, и тогда приложишься. Ты же согрешил опозданием, вот и задержись в храме после службы.
Не разговаривай на службе; помни, что за разговоры в храме посылаются скорби. И старайся не приветствовать никого. Если увидел знакомого, кивни ему – и довольно. А рукопожатия и целования отвлекают других от молитвы.
Стоя на службе, не подпевай хору, кроме тех песнопений, которые, по традиции, поёт весь храм. Подумай, что рядом с тобой может стоять человек, который хочет слушать хор, а не твоё пение, даже если у тебя есть слух и ты знаешь песнопения. У тебя, как говорят, душа поёт, но у рядом стоящего от твоего пения может возникнуть искушение, и он не сможет из-за этого молиться. Именно поэтому славословить вслух разрешается только священнослужителям, певцам и чтецам, а остальные должны делать это молча.
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребёнка нужно постараться успокоить; если это не удаётся, следует выйти с ребёнком из храма.
К сожалению, часто, стоя на службе, мы не понимаем того, что поёт хор или читает чтец. Что делать в этом случае? Можно ли в такие моменты молиться о чём-то своём? Храм – это место соборной молитвы, т.е. все прихожане должны молиться единодушно, единой молитвой. Когда мы понимаем содержание песнопений и чтений, прошения на ектиниях и возгласы священника, конечно, мы молимся вместе со всеми об одном и том же. Но, когда непонятно, нужно молиться не о чём-то отвлечённом, а творить Иисусову молитву. В большинстве церковных молитв – неважно, поются они или читаются, – мы просим Бога об одном: о помиловании. Поэтому, произнося мысленно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», – мы участвуем в тех же соборных молитвах, которые поёт хор или читает чтец.
Иногда приходится видеть, как некоторые прихожане во время богослужения читают какие-то посторонние молитвы, например, каноны или последование ко святому Причащению. Это совершенно недопустимо и опасно. Святые отцы говорили, что ничего не может быть важнее соборной, а тем более Литургийной молитвы, а посему подобные наши самоделания чреваты повреждением ума. Правило ко Причащению читается заранее, и если нет возможности прочитать его целиком накануне, то можно начать готовиться раньше, читая, например, по канону в день.
Исповедь перед Причастием тоже должна быть подготовленной, ЧТОБЫ НЕ ОТНИМАТЬ ЛИШНЕЕ ВРЕМЯ У СВЯЩЕННИКА И НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ других своими пространными и сумбурными рассказами, включающими ненужные подробности и оставляющими без внимания суть греха. Исповедоваться нужно во время Всенощного бдения. А пропускать Литургию, стоя на исповеди, отрывая при этом священника от его святого служения в алтаре, недопустимо. Поэтому тот, кто собирается причаститься, обязательно должен быть накануне на Всенощном бдении.
Перед причащением мирян на некоторое время закрываются Царские врата, и перед ними ставится горящая свеча. В алтаре в это время происходит важное действие – священники причащаются и готовятся причащать мирян. Свеча напоминает нам о внимании и благоговении, с которым нужно стоять в это время. А у нас наоборот – храм становится подобен встревоженному улью, начинается шум и движение. Но ведь служба не кончилась… Поэтому нужно, оставаясь на своём месте, слушать молитвы или поучения, которые обычно читаются в этот момент, или творить Иисусову молитву.
К сожалению, часто приходится видеть в храме людей, стоящих за воскресным праздничным богослужением в неопрятной, повседневной одежде. Храм – это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, а воскресенье – это малая Пасха; и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и, приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Поэтому одежда в храме не должна быть броской, но и, приходя на праздник, не следует надевать то, в чём мы работаем или гуляем. Праздник есть праздник, и одеваться нужно соответственно.
Входя в храм, все житейские попечения мы должны оставлять за его порогом. Здесь всё другое, не мирское, а значит, и мысли должны быть о небесном. Нужно возлюбить ближних своих, а в храме это означает – стараться не мешать им молиться своими разговорами и хождениями. Уходя из храма, чтобы не лишиться благодатного настроения, которого мы по милости Божией удостоились, Церковь заповедует нам расходиться в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, и молиться, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом, участвовать в соборной молитве и святых Таинствах.
Подготовил миссионер прихода Олег Мухин.
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №7(185)