Опыт Церкви, а не новшество

Сейчас в связи введением режима самоизоляции нередко приходится слышать от верующих людей, что, мол, раньше во время эпидемий всегда шли в храмы. Так ли это на самом деле? Об этих моментах церковной истории рассказывает епископ Калачинский и Муромцевский Петр, который  до принятия сана закончил биологический факультет МГУ, работал в НИИ природно-очаговых инфекций города Омска и защитил диссертацию по специальности «Вирусология».

Оказывается, так было не всегда. Высказывающие подобные аргументы просто-напросто недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы дома.

Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный, связанный с особым Промыслом Божиим. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, —совершая такой же подвиг во время эпидемии холеры 1866 года, заразился, и врачи не смогли его спасти.
 
Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остаётся огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от обычных людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми, либо на дому или в больницах.
 
Со времён апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличие от гонений на христиан, карантинные меры Церковь всегда воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской империи в том числе были предусмотрены и ситуации с закрытием храмов на время эпидемий. И это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Феодора Ушакова. А знаете ли вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Там был введён жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения. Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. И болезнь была побеждена.

Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова). А знаете ли вы, что примерно за год до избрания патриархом он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского Союза? Болезнью были охвачены Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране. Тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь.

Это лишь некоторые примеры, о которых нам известно. Желающие могут обратиться также к «Настольной книге для священно-церковно-служителей», изданной впервые в конце XIX века. Здесь внимательный читатель обнаружит особые меры предосторожности в период эпидемий и для пастырей, и для паствы.

Подготовила Анастасия Мухина