Люди среднего и старшего поколений прекрасно помнят, как совсем недавно в поисках решения важнейшей проблемы жизни – её смысла — человек имел фактически только два варианта: религиозный и атеистический… Но сейчас мы оказались перед совершенно другой ситуацией. Теперь не только религия и атеизм определяют сознание современного человека новой формации…
Новая реальность – агрессивное навязывание безнравственности.
Скажите, может ли порядочный человек, независимо от своих религиозных или атеистических убеждений, создать порнографический фильм? Или в своих рекламах показывать родителей злыми, отвратительными уродами? Или наполнять видеопространство насилиями, преступлениями, убийствами? Да и государство, которое заботится о благе своего народа, может ли позволить у себя такое? Вы скажете, конечно, нет. Но Детский фонд ООН свободно распространил у нас в России, по меньшей мере, семьдесят тысяч плакатов с изображением родителей в виде ужасных, гнусных уродов!
А зайдите в магазин детской книги, например, в Москве. Вот хотя бы несколько названий детских книг, стоящих там на полках под общей вывеской «Детская фантастика», «Детская познавательная литература». Эти названия просто убийственны для детского сознания: «Князь вампиров», «Архив ужасов», «Правая рука дьявола», «Лучшая книга ужасов», «Цирк уродов», «Встреча с вампиром», «Дочери тьмы», «Страх», «Вся правда о призраках», «Сексуальное просвещение ребёнка», «Правильный секс». А какие обложки у этих книг – только психические уроды и сатанисты способны на подобные иллюстрации. И всё это детская литература! А чем наполнены современные мультики, фильмы, многочисленные журналы, газеты, не говоря уже об интернете!
Оказывается, теперь мы сталкиваемся с третьей реальностью, которая не вписывается в рамки ни советского атеизма, ни тем более религии. Это уже проявления действительно откровенного сатанизма…
О духовности человека.
Но при всём оскудении духовности, которое очевидно, Православие живо, и пока никакие законы не запрещают нам быть православными, не мешают обратиться к тому, о чём мы так часто слышим – к духовно-нравственным ценностям Православия.
Что это за ценности? Ну, нравственные – понятно. Нравственность – это образ поведения, который, в общем-то, виден всем и который выражается в наших поступках по отношению к людям, к нормам общественного поведения, к закону. А духовность что такое?
Если говорить о христианском его понимании, то оно исходит из первоначальной истины о Боге, Который есть Дух. В Православии поэтому духовность есть соответствие внутреннего душевного состояния человека Богу, есть подобие Его святым свойствам. Эти свойства открываются в Священном Писании. Это, прежде всего, любовь, смирение, милосердие, жертвенность.
Православие открывает нам закон, без знания которого ни человек, ни общество не могут жить нормально. Этот закон может быть выражен очень кратко, хотя и требует, конечно, объяснения. Православие утверждает: дух творит себе форму, то есть внутреннее, духовное состояние человека полностью определяет всю его деятельность, весь характер его творчества во всех сферах: религии, философии, науке, политике, искусстве, предпринимательстве. Посмотрите, например, как отличаются мадонны Возрождения от русских икон Богоматери той же эпохи…
Божественность христианства.
К сожалению, будучи христианами, мы часто забываем о его истоках и его силе. Стоит задуматься хотя бы о таком поразительном факте. Христианство, возникнув, подвергалось в течение двух с лишним столетий почти непрерывным гонениям, причём каким!
Сейчас трудно даже представить себе весь ужас происходившего тогда. Каким казням подвергались уверовавшие во Христа! Какие жуткие сцены разыгрывались перед глазами десятков тысяч людей, собиравшихся в театрах на кровавые зрелища! Сценарий их был жутким: христиан выводят на сцену, на которой за решёткой уже прыгают голодные львы или леопарды. И вот медленно поднимаются решётки, дикие звери выскакивают и на глазах публики начинают рвать и пожирать несчастных. Крики, вопли, стоны жертв… Буря восторгов зрителей. Кто смотрел фильм «Камо грядеши?», тот, наверное, помнит эту страшную картину жестокой расправы над последователями запрещённой религии. И это происходило на пространстве всей Римской империи. Возникает естественный вопрос: пожелает ли кто-то из этих зрителей или тех, которые услышат о подобной казни, принять христианство?
Однако история свидетельствует, что после двух с половиной веков кровавых гонений в стране оказывается такое большое количество христиан, что византийский император Константин Великий в 313 году издаёт указ, по которому христианство объявляется законной религией. Откуда же столько «безумцев»? Кто и почему под угрозой жестокой казни принимал христианство?
Что даёт христианство человеку?
Объяснить это какими-либо естественными причинами невозможно. Таких причин просто нет. Объяснение возможно одно: только Бог мог создать и сохранить такую религию. Бог был с теми христианами, над которыми вершились казни. Только Он мог действовать с такой силой, что у человека не только подавлялись все страдания, но он испытывал такую радость, которая часто поражала окружающих.
Сохранились интереснейшие документы и свидетельства, сообщающие о том, как человек, с которого сдирали кожу и поливали кипящей смолой, вдруг восклицал: «Мучения эти – радость рабам Твоим, Господи!» Стоит прочитать, например, житие великомученика Евстратия, мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Бывали случаи, когда сами мучители и палачи, потрясённые таким чудом, бросали орудия пыток и объявляли: «Я – христианин!».
Но не только подобные факты приводили многих к христианской вере. История сохранила многочисленные факты, свидетельствующие о том, с какой силой действовала в то время благодать Божия в христианах. Одним прикосновением руки христианина, одним его словом исцелялись неизлечимые болезни, становились здоровыми калеки, бесноватые, психически больные. Таких фактов было множество: где появлялись христиане, чудеса совершались постоянно, и это, естественно, молниеносно распространялось среди народа безо всякого радио и телевидения. Этот период истории христианства в условиях кровавых гонений остался в Церкви под именем «века чрезвычайных дарований».
Такова история далёкого прошлого. Но если обратиться к последующим периодам жизни Церкви, то подобное можно увидеть и в дальнейшем.
Так было, например, в двадцатом веке в России. Вот Оптина пустынь, она рядом с нами. Арестован последний из её старцев иеромонах Никон Беляев (†1931), обрит, острижен, обесчещен, посажен вместе со шпаной, вшивой и грязной. Тяжелейшие условия. И вдруг близкие получают от него записку, в которой всего одна строка: «Счастью моему нет предела». Это что такое? А ведь таких были тысячи! Игумен Никон (Воробьёв, †1963), сидевший в Сибири в лагере со шпаной, говорил о подобном же состоянии души. Бог давал их душам радость.
Они знали, что Бог так возлюбил мир, что отдал на крестные страдания Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Какая она? Та, о которой апостол Павел пишет: «Око не видело, ухо не слышало, и на сердце человеку не всходило, что уготовал Бог любящим Его».
Вот зачем живёт человек.
Подготовила Анастасия Мухина
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимон
Пантелеимоновский благовест, №12 (190)