Люди обычно стараются избегать конфликтов. Гораздо приятнее иметь дело с тем, кто промолчит, даже если будет не согласен. Значит ли это, что конфликт всегда плох?
На первый взгляд, так и есть. Но нередко обойтись без конфликта всё же не удаётся…
Например, митрополит Филипп Московский никак не мог смолчать, видя, что творит царь Иоанн Грозный, – и поплатился за это жизнью.
Открыв Евангелие, мы найдём в нём немало сцен, где Христос как будто специально вступает в спор с другими людьми. Казалось бы, ну что Ему стоило исцелить больного не в субботу, если законники запрещали врачевание как работу, а в любой другой день? Также можно было бы не делать заявлений, смущающих народ: например, что Его послал Отец и что Он старше Авраама. А зачем Он часто обличал фарисеев? Когда Он пришёл в Иерусалимский храм, то силой выгнал из него торговцев и менял! К чему такая нетерпимость? – спросят некоторые.
Действительно, никто не мешал Христу прожить тихую, спокойную жизнь в Назарете. Он мог бы то же самое сказать Своим ученикам где-нибудь в укромном месте, никому не мешая и никого не обижая. Но тогда, наверное, и на Крест не пришлось бы идти, и Евангелие не о чем было бы писать…
Как понять, где нужно конфликтовать, а где стоит избегать конфликта?
Евангелие даёт нам подсказку. Оказывается, Христос ни разу не пытался защитить Своё достоинство или отстоять Свои права, но там, где речь шла о грубом нарушении воли Отца, Он не мог промолчать. И что ещё важно: Он всегда исходил не из абстрактного принципа, а из конкретной ситуации, в которой оказывался человек.
Вот Он идёт с учениками по дороге и хочет зайти в самарянское селение, но там Его не принимают. Ученики возмущены, они призывают: «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их?» Но Христос запрещает им: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать». Христос – не жестокий завоеватель, который подчиняет людей силой.
С другой стороны, уважаемых в народе учителей Закона Он не стесняется называть «змеями» и «порождениями ехидны» – может быть, именно для того, чтобы как следует встряхнуть этих людей, заставить их взглянуть на себя другими глазами. Ведь Он боролся не против них, а за их бессмертные души.
Есть и ещё один удивительный эпизод, где Христос вступает в необъяснимый, казалось бы, конфликт с бедной женщиной, у которой тяжело болела дочь. Эта женщина была язычницей, и Христос для неё, вероятно, был кем-то вроде могучего колдуна, который мог бы помочь в её беде. Он долго молчал в ответ на её настойчивые просьбы, а потом сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Зачем было называть собакой эту женщину, у которой случилось горе? Почему было не исцелить её дочь сразу?
Видимо, Спаситель хотел показать ей: языческая вера низводит человека до положения животного. Что же отвечает женщина? – «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Она приняла такую нелестную оценку, и Христос не просто исцелил её дочь, Он сказал ей слова, которые говорил далеко не всем, чью просьбу исполнял: «Велика вера твоя».
Оказывается, конфликт может быть спасительным. Но может быть и разрушительным оружием, когда человек настаивает на своей правоте ради самой правоты, никого и ничего не щадит, лишь бы добиться своего.
Евангелие и примеры великих людей подсказывают нам: на конфликт стоит идти только тогда, когда на него нельзя не пойти, когда таким образом будет предана Истина или будут нарушены наши обязанности. Собственное достоинство – пожалуй, не та цель, ради которой стоит конфликтовать с человеком.
И вообще – спор спору рознь. В споре можно выступать против человека, стараясь его унизить и задеть, а можно, наоборот, бороться за него, за его понимание, за наше с ним дальнейшее общение. Как гласит одна ирландская поговорка, лучше всего твёрдость без гнева, настойчивость без спора, вежливость без надменности.
Подготовила Анастасия Мухина
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №11 (202)