27 января — день памяти святой равноапостольной Нины и день снятия блокады Ленинграда (1944).
Об избавлении жителей Ленинграда от блокады молились многие. Были молитвенники, которые брали на себя особые духовные подвиги. Среди них подвижник XX века митрополит Зиновий (Мажуга), воспитанник знаменитой Глинской пустыни. Вот что поведал он о совпадении даты снятия блокады Ленинграда с памятью равноапостольной Нины…
«Многие народы скорбели, молились, помогали, как могли, осаждённому и гибнущему населению Ленинграда.
…В те дни однажды мне под утро привиделось, как святая равноапостольная Нина предстоит пред престолом Божиим на коленях и молит Господа помочь страдающим людям осаждённого города одолеть супостата. И при этом из её глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, словно хрустальные, слёзы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осаждённому городу.
Издревле на Руси считалось: в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Петербурга в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за её предстательство пред Господом в каждом храме должны иметь образы святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если храм созиждут в память св. равноапостольной Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и потомкам их».
В Петербурге возведён храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, посвящённый блокадным страдальцам, в котором находится и икона равноапостольной Нины. Ежегодно в день её памяти совершается Божественная литургия с прославлением св. Нины и молитвами о погибших в годы блокады. 27 января на торжественное богослужение в Успенский храм собираются многие жители Петербурга, пережившие скорбные дни блокады.
В Успенском храме собираются свидетельства о церковной, молитвенной жизни блокадного города, которая долгие годы была сокрыта. А ведь в городе на Неве не прекращалась литургическая жизнь, в десяти действовавших на начало войны православных храмах приносилась бескровная Жертва. Пережил с городом всю блокаду митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I.
Будем чтить память наших соотечественников, много претерпевших в те страшные годы блокады.
Елена Добронравова
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №1(179)