Три слова об отце.

История мира, история страны и вообще история – это совокупность историй отдельных людей. Именно они, пережившие те или иные события, могут нести в своей памяти истинное ощущение времени и его правды.

С кистью и автоматом.
Мой отец, Веременко Пётр Михайлович, родился в Днепропетровске в 1917 году. В семье он был первенцем. Поскольку его родители полагали иметь много детей, назвали сына Петром в честь Петра Первого. Сестрой Петра стала Екатерина вторая, за ней родился Александр третий, и четвёртым – Иван.

Отец с детства любил рисовать. Рисовал много, поэтому после окончания восьмилетки у него не было сомнений в выборе профессии. Поступил в русскую педагогическую школу, где получил специальность учителя рисования и черчения, а продолжил образование в Харьковском художественном институте.

Отец был добрым и наивным романтиком, любил Родину, мечтал о светлом будущем и был беззаветно предан своей мечте. В семье радовались его успехам, но на пути к мечте встала война.

Отец ушёл на фронт и в первые дни войны в звании младшего лейтенанта стал командиром минометного расчёта с маленьким ротным миномётом. «Прощай, Родина» – так называли его солдаты, ибо из этих расчётов мало кто дожил до конца войны. Но знания математики и навыки черчения помогали отцу успешно управляться с орудием.

С красками отец не расставался и на фронте. Его маленький походный этюдник всегда был под рукой, и в свободные минуты младший лейтенант Веременко рисовал, пытаясь запечатлеть как можно больше, чтобы после войны написать картину о подвиге наших героев.

Увлеченность молодого бойца заметили командиры и решили, что талант художника – это более грозное оружие, чем ротный миномёт. Отца откомандировали художником в ансамбль МВД, с которым ему пришлось проехать по всем фронтам и дорогам войны. Так с кистью и автоматом воевал Пётр Михайлович своим искусством против фашистов.

Встреча с Зоей.


Я заметил, что фронтовики неохотно рассказывают про войну. Мой отец тоже нечасто делился воспоминаниями, и понять его можно, ведь война – это смерть и горе. Отцу часто приходилось бывать в командировках на местах боёв, чтобы «по горячим следам» запечатлеть на этюдах обстоятельства и детали подвига. В том заключалась его боевая задача.

На войне быстро взрослели, героями становились совсем юные. В ноябре 41-го года на следующий день после освобождения деревни Петрищево, где фашисты замучили 18-летнюю разведчицу Зою Космодемьянскую, туда прибыл мой отец. Он получил задание зафиксировать для будущей картины детали подвига разведчицы. Её труп только сняли с виселицы. Молодая девушка, ещё совсем девочка, лежала на снегу, и снежинки падали на её лицо…

Утирая слёзы, отец успел сделать несколько набросков маслом. Ремень, которым были связаны руки партизанки, он украдкой снял и забрал себе как величайшую реликвию.
Он прикрепил ремень на свой этюдник и с тех пор никогда с ним не расставался. Эта реликвия долгое время хранилась в нашей семье. Затем после смерти отца я передал его фронтовой этюдник в музей школы, где работал.

К сожалению, отец так и не сумел написать картину о подвиге юной разведчицы. Но материалы, собранные им, его наброски и этюды пригодились группе художников Кукрыниксы. Они и написали картину «Таня» (Зоя перед казнью назвалась Таней). Эта картина выставлена в Третьяковской галерее.

Рождение картины.

После войны отец не захотел оставаться на Украине. Он переехал в Москву и поступил на художественный факультет ВГИКа. С дипломом художника кино он был направлен на «Мосфильм». Здесь отец потрудился над созданием более пятидесяти художественных картин.

Моя мама, Елена Ивановна, была родом из небольшой деревни под Торжком. После войны мама тоже приехала в Москву и поступила в педагогический институт. Мама была молода и красива, честна и чиста, именно такой она понравилась моему отцу, когда они встретились, полюбили друг друга и поженились.
 
Папу не покидала идея написать картину о войне. Эта картина должна была говорить о любви, о верности и о победе. И он написал портрет своей любимой жены, моей мамы, в образе сельского почтальона, доброго вестника – Ангела, принёсшего хорошие вести с фронта. Ведь Ангел – это Вестник!
 
Картину папа писал долго. Делал множество набросков, много раз переписывал, но так её и не закончил. Однако главное  ему удалось: он написал великолепный мамин портрет – лицо, которое светится неземным светом.

Теперь это полотно находится в Музее Пантелеимоновского прихода г. Жуковского. Мне захотелось, чтобы картина была доступна для людей, чтобы она несла радость. И я уверен, что отец одобряет мой поступок и радуется вместе со мной.
 
Вместо эпилога.
Нам, родившимся в послевоенные годы, трудно осознать весь ужас, заключённый в коротком слове «война». Если от Москвы и до Владивостока ехать на поезде, а всех павших в Великой Отечественной войне поставить вдоль дороги (на каждом метре по одному), то все десять суток, пока будет идти поезд, по одну и другую сторону от пути будут стоять погибшие от пуль и снарядов, умершие в госпитале от ран, под бомбёжками и от голода в блокадном Ленинграде, замученные в концлагерях. Да, мы должны всегда помнить об этом!

Михаил Веременко