Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, в житии преподобного Моисея Мурина повествуется, что когда сей святой вступил в монастырь, он, несмотря на великие подвиги самоумерщвления, измождения своей плоти, был сильно обуреваем нечистыми помыслами Это приводило подвижника в великое смущение и уныние, так что он собирался выйти из монастыря в мир. Находясь в такой телесной брани, Моисей пошел к прозорливому старцу Исидору и ему поведал свою скорбь и намерение.
Старец взял Преподобного за руку, возвел его на крышу своего жилища и сказал ему: «Посмотри на запад». Он посмотрел и увидел великое множество демонов, суетившихся и готовившихся на борьбу. Затем Исидор сказал: «Посмотри на восток». Моисей взглянул, и взору его предстали полки светлых, лучезарных Ангелов (их было гораздо больше, нежели врагов-демонов), которые также готовились к борьбе, ибо по милости Божией эти добрые Ангелы посылались и посылаются от Бога в помощь подвижникам добродетели. Узрев это видение и получив от святого Старца наставления, как вести свою брань, преподобный Моисей, воодушевленный, возвратился снова к себе в келию и, превозмогая вражеские искушения, стал увереннее совершать свое спасение.
Подобные искушения встречает на пути своем и каждый христианин. И если бы не воодушевляла нас надежда на силу Небесного Воинства, на молитвы святых, и особенно — Преблагословенной Девы Богородицы, то мы давно бы пали безвозвратно. Но святая надежда на небесную помощь ободряет нас, вливает в нас силы к великодушному перенесению всех скорбей.
В тяжелых обстоятельствах жизни мы не падаем духом и не впадаем в безнадежие, веруя, что имеем на небесах милостивого Отца — Бога, преблагую Мать — Царицу Небесную и всесильных заступников — всех святых, которые являются нашими старшими братьями и помощниками. Поэтому сердце христианина всегда должно быть спокойным и благодушным в скорбях, непоколебимым в твердом своем уповании на Господа. Милосердный Господь по неизреченной любви к нам, для нашего утешения и спасения, во времена новозаветные дал людям единую Помощницу и Заступницу и усыновил нас Ей, соделав Ее Матерью всему роду человеческому, подобно тому, как в Ветхом Завете Ева являлась праматерью всем живущим на земле. И потому Святейшая Дева Мария и является, и именуется Матерью в двух смыслах: во-первых, как Матерь Бога, и, во-вторых, как Матерь всех христиан. Она — Матерь Божия по естественному рождению, ибо воистину родила от Cвоего нетленного чрева Сына Божия, Который в Ее плоти соединил Божеское естество с человеческим в одно целое, в одну ипостась. Она — Матерь всех христиан по благодатному усыновлению, потому что все мы словом Божиим названы братьями Иисуса Христа (Евр. 2, 1-12) и Он, как говорит апостол Павел, пребывает посреди нас как первородный между многими братьями (Рим. 8, 29); следовательно, мы — сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по материнскому достоинству, Пресвятая Дева имеет у Бога такую благодать и такую честь, какие прилично иметь матери у сына. С другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она оказывает христианам такую милость, какую мать оказывает своим детям.
Но благодать, которую имеет Пресвятая Дева от Господа, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а как это достоинство беспредельно, стало быть, и благодать, которую Она получает, беспредельна. Равным образом и милость, которую Царица Небесная оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, и как любовь эта беспредельна, так беспредельна и милость, оказываемая Ею. И потому, имея в виду, с одной стороны, беспредельную Ее благодать, и, с другой,- беспредельную любовь, должно признать, что Пресвятая Дева есть неисчерпаемое море благодатных даров. Как Матерь Божия, Она более всех святых и всех Ангелов имеет дерзновение у Бога, Сына Своего; а как Матерь христиан, Она больше, чем все святые и Ангелы, оказывает нам, Своим детям, благодеяний.
Известен такой исторический пример. Из древнего Рима жителями был несправедливо изгнан Кориолан, благороднейший патриций и мужественный полководец. Озлобившись, он призвал войско и пошел против неблагодарного отечества войной. Он побеждает и победителем приближается к Риму, его войска окружают город, осаждают и стесняют, и он сам первый восходит на крепостные стены, держа в руке меч, дыша угрозою и убийством, готовясь сжечь столицу империи до основания и истребить жителей ее мечом, кровью их утолить свой справедливый гнев и загладить обиду, незаслуженно ему причиненную. Тогда римляне сознаются в своей ошибке, раскаиваются в несправедливом поступке, смущаются от страха и стыда и собираются на совет — что им предпринять — и ничего более не находят, как только пойти и упасть к ногам сего мужа, прося прощения и смягчения гнева. Итак, пошли они: впереди сенаторы, за ними сановники, а затем и простой народ, жены с детьми — все со слезами на глазах и глубоким унынием на лице. Что же Кориолан? Он стоит неумолимый, не преклоняется на просьбы, не смягчается от их слез; наоборот, он ожесточается все больше, хочет дать знак к битве, к убийству и всегубительству. Но вот увидел он в толпе опечаленное лицо почтенной женщины Бетурии — матери своей, вспомнил ее нежную материнскую любовь; увидел ее, и в то же мгновение взор его просветлел, гнев утих, меч опустился и выпал из рук. Он останавливает наступление, примиряется с гражданами, входит в родной город не как враг, а как друг. Таким образом, присутствие одной матери оказалось важнее, чем прошения бесчисленной толпы народа, ибо воистину нет для сына ничего приятнее имени матери и нет ничего сильнее, чем слезы и моления ее.
Теперь посмотрим на себя и применим эту повесть к своей жизни. Мы, хотя и христиане, но подвержены грехопадениям и грешим на всякий день, час и даже минуту. Совесть обличает в этом каждого из нас. Очень часто наша жизнь представляет сплошной и непрерывный ряд самых тяжких грехов и беззаконий. Сколько нечистого в наших помышлениях, сколько срамословия на нашем языке и сколько лукавства в наших деяниях! И все это видит Господь, видит и терпит. Однако когда мы, нераскаянные и упорные во зле, продолжаем бесстрашно оскорблять Божественную правду, возбуждая день за днем Его праведный гнев и вовсе не помышляя об обращении, то настает время, когда Он уже не терпит нас более, но вооружившись мечом и стрелами Своего ужасного и неутолимого гнева, как страшный воин восстает на нас и угрожает совершенным истреблением, смертью и вечным мучением.
Род неверный и развращенный! доколе буду с вами ? — говорил Господь иудеям (Мф. 17, 17). По своим грехам и мы уподобляемся иудейскому народу, и к нам эти страшные слова применимы. Род неверный — не потому, что не имеем веры вообще, но потому, что не имеем дел веры, утеряли страх Божий, попрали Божий закон, удалились от любви Господней, совратились в свои похотения. «Доколе буду с вами — в Моей церкви и таинствах? Доколе буду терпеть вас? Доколе Я буду поддерживать и хранить вас Своею кротостью и долготерпением? До каких пор?» — с этими словами Господь оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя (Пс. 7, 13-14). И кто стерпит стрел Божиих? Куда мы, несчастные грешники, убежим от такого негодования и гнева Сына Божия? Для нас один исход — покаяться и обратиться к посредству священников, которые здесь, на земле, в Церкви, и к ходатайству святых, которые в раю. И вот, представим себе, что все священники и монахи и архиереи совершают на земле моление; более того — все святые в раю: и Пророки, и Апостолы, и мученики с преподобными возносят молитвы к Престолу Божию и просят о нашем помиловании. Величественна картина такого ходатайства! Но неизмеримо больше его одно лишь единственное слово Богоматери. Когда обратится Страшный Судия и увидит лицо Матери Своей, этой святейшей и сладчайшей Матери, которая умоляет Его, Он тотчас же станет приветлив, кроток, мирен, отложит меч и лук Своего Божественного гнева и покажет нам Свое снисхождение и любовь: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки.(Богородичен 6-го часа.- Ред.) Прочие святые умоляют Господа как рабы, Она же — как Матерь Божия умоляет Сына, Которого родила, вскормила и воспитала, Которого всей Своею любовью возлюбила. Все святые ходатайствуют за нас как за братьев, а Пресвятая Дева — как за детей!
Вот из этого и поймите, насколько важно для нас молитвенное обращение к Богоматери, какую милость и помощь оказывает Она нам. И какое же благоговение и почитание должны оказывать Ей мы, христиане! Она и Матерь Божия, и Матерь наша. Как нашу Матерь, должны мы Ее чтить и благоговейно относиться к Ней, потому что это — естественная обязанность наша, утвержденная законом Божиим; с другой стороны, как Матерь Божию, мы должны чтить Ее еще больше и еще больше благоговеть пред Ней, Ибо Ее как Матерь Владыки небес и земли, чтят со благоговением сами святые и даже Ангелы и Архангелы. Кто не чтит и не уважает своей матери, тот недостоин названия человека; кто не чтит Богородицу и не благоговеет пред Ней, недостоин звания христианина. О том, как Правосудие Божие карает хулителей и оскорбителей имени Царицы Небесной повествует нам сказание о Калужской иконе Ее, празднование в честь которой мы совершали сегодня.
В семи верстах от города Калуги, в селе Тинькове, в доме боярина Хитрова проживали две девушки-служанки. Однажды случилось им подняться на чердак, где лежали разные старые вещи. Одна из этих девиц, по имени Евдокия, легкомысленная и дерзкая, много смеялась и говорила непристойные слова; другая, напротив, унимала и удерживала свою подругу от бесчинства. И вот, разбирая вещи, эта благочестивая девушка нашла свиток сурового полотна. Развернув его, она увидела живописное изображение Женщины в темном, как бы монашеском одеянии, с благоговейным и умиленным лицом читающей книгу. Указывая на Игуменью (так назвала девушка Женщину, изображенную на полотне), она стала с еще большей силой сдерживать Евдокию от дерзких слов, однако та не только не унялась, но и плюнула на изображение со словами: «Вот как я боюсь твоей Игуменьи!» В то же мгновение она внезапно, как бы чем-то пораженная, упала без чувств; руки и ноги ее скорчились, все тело ее пришло в совершенное расслабление; лишилась она и зрения, и языка. Испуганная подруга поспешила известить о сем своего господина. Евдокию нашли чуть дышащую, с пеной на губах, перенесли в комнату и положили под святые иконы в ожидании ее смерти. Однако случилось чудо. В наступившую ночь ее родителям явилась во сне Богоматерь и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком в лице изображенной на полотне Женщины оскорбила не инокиню, но Меня, потому что изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога Я буду ходатайствовать за город ваш. Утром объявите о сем священникам и вместе с ними, помолившись перед поруганной иконой Моей, окропите расслабленную святой водой, и она получит исцеление».
Наутро, как только совершено было молебствие, больная действительно исцелилась и с тех пор исправила свою жизнь. Икона же была вставлена в оклад и помещена в дом боярина. Вскоре после этого от нее же получил исцеление от долговременной глухоты другой служитель этого дома по имени Прохор. Затем единственная дочь боярина девица Евдокия тяжко заболела. Надежды на ее выздоровление, казалось, не было никакой. Но и здесь Матерь Божия явила Свою милость. В сонном видении повелела Она больной молиться Ей пред новоявленным образом Ее. Исполнив это, Евдокия тут же исцелилась.
После того боярин уже не осмелился более держать икону у себя, но перенес ее в приходскую церковь в селе Калужке. И там она также прославилась многими чудесами. Так, один житель Калуги по фамилии Петелин, тело которого было расслаблено, принесен был в эту церковь на одре. Но после молебна перед иконой он стал креститься, затем сел и наконец стал на ноги. Через несколько времени здоровье его совершенно поправилось. В благодарность за свое исцеление он украсил икону серебряным окладом.
Однако, кроме благодеяний частным лицам, чудотворная икона Богоматери явила свою благодатную помощь и силу и в спасении целого города — Калуги, как и было то предсказано Царицей Небесной еще прежде. Когда в 1771 году в Калуге свирепствовала моровая язва, то по просьбе жителей Ее прославившаяся чудесами икона принесена была в город. В течение трех дней перед ней молились, совершая вокруг города крестные ходы. И молитва жителей была услышана: свирепствовавшая эпидемия миновала. В память этого чудесного спасения и установлено 2 сентября ежегодное празднование в честь Калужской иконы.
Так же, благодаря заступлению Богоматери, во время нашествия французов в 1812 году город был чудесно спасен от иноплеменников. Многие благочестивые жители видели тогда икону Богоматери, стоящей на воздухе и окруженной Небесными Силами — в это-то самое время русские и побеждали врагов. В воспоминание этого события установлено второе празднование Калужской иконе — 12 октября.
Имея такие свидетельства непреложного заступления Богоматери, усугубим же свою веру к Ней и все, от малого до великого, будем в час испытаний, скорбей и болезней призывать Пресвятую Деву, чтобы иметь Ее своей Помощницей в опасностях, и Она как многомилостивая и сердобольная Матерь услышит нас и подаст руку Своей помощи, и покроет от зла. К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная! Радуйся, Заступнице усердная рода христианского, радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором. Аминь.