Дам тебе венец жизни. 22 марта – память сорока мучеников Севастийских

22  марта – память сорока мучеников Севастийских.

Память святых Севастийских мучеников всегда приходится на Великий пост. Это как раз то время, когда следует задуматься, какова вера наша и готовы ли мы воспринять славные венцы мученичества.

Подвиг Севастийских мучеников.

Это была доблестная дружина из сорока воинов, их ожидали почести и замечательная, говоря современным языком, карьера. Но для этого их принуждали отречься от Христа. Они не отреклись от веры. Их били, мучили, наконец, раздев донага, загнали на середину озера. Была зима, дул пронзительный ветер. На берегу мучители устроили тёплую баню: язычники хотели этим поколебать решимость  святых мучеников. Но воины Христовы мужественно терпели стужу и лютый холод, укрепляя себя пением псалмов. Один, однако, не выдержал муки, побежал в баню, думая тем спастись, но едва коснулся порога, упал замертво.

Прочие святые мученики печалились о нём. В третьем часу ночи с неба засиял дивный свет. Один из стражников не спал и увидел сходящие к мученикам в светлых лучах золотые венцы. Их было тридцать девять. Так он понял, что вышедший из воды воин лишился венца. Тогда он снял свою одежду и стремительно направился к озеру, желая сподобиться мученического венца. Велика была радость святых! Они стояли в ледяной воде, благодаря Бога, и вода стала для них тёплой. Утром им перебили голени и таким образом умертвили, тела сожгли, а кости бросили в реку, но останки их чудесным образом были собраны и с честью похоронены христианами.

Когда мы вспоминаем святых Севастийских мучеников, наше сердце исполняется особым сочувствием к этим людям. Мы  поражаемся их силе духа. Становится стыдно за свою жизнь. Да, и мы веруем в Господа, и мы думаем о спасении, но в душе нашей нет того горения, той ревности, той живой любви, которая особенно отличала первых христиан, да и всех истинно верующих во все времена нашей христианской истории.

Высоким душам свойственно стремление к подвигу. Когда кончились времена гонений, люди стали понуждать себя к страданиям ради спасения и очищения души. Они уходили в пустыни, затворы, поднимались на столпы, опускались в пропасти, и жизненный подвиг этих великих подвижников был не легче самого мученичества. Их воздержание, нестяжание, их бесстрастие и равноангельская жизнь нам, людям XXI века, кажутся непосильными, неудобовыполнимыми.
Что же можем сделать мы? Можем ли мы заслужить венец? Можем.

Если человек всем желает только добра, а ему платят ненавистью, если его добрые дела остаются без благодарности, если он молится за обидчиков, если с благодарностью терпит скорби, переносит клевету, – это ли не бескровное мученичество?

Если человек борется с грехом, омывает слезами свою греховность, с болью сердца преодолевает дурные привычки, мужественно переносит искушения, хранит верность Божественным заповедям в любых обстоятельствах, – это ли не добровольное мученичество за Христа?

Счастливы те, которые по жизни уподобляются святым мученикам. Да не устрашится чьё-либо сердце от этих слов! Святые мученики встречали мучения как праздник. Когда в чистом сердце горит огонь любви к Богу, когда в душе живёт святая преданность своему Создателю, тогда не страшны никакие лишения, никакие труды и муки…

Да сподобит Господь каждого из нас возлюбить Его сильнее всего на свете и пройти до конца Его путём. Тогда всех нас, по слову Христа, ждёт великая награда: «Будь (Мне) верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10).