А.И. Осипов. КАКОЙ ЧЕЛОВЕК СВЯТОЙ?

По материалам лекции профессора МДА А.И. Осипова «Путь к святости»

Как точно показаны главные пороки человека в искушениях Христа во время Его 40-дневного поста! Дьявол предлагает Ему камни превратить в хлебы; дать все царства мира за поклонение себе; и, наконец, совершить уже откровенно безумный поступок: чтобы показать Своё Божественное достоинство, гордо броситься с крыши храма. 

Любимый ученик Христа апостол Иоанн в этих искушениях видит выражение самой сущности т.н. мирского содержания жизни, оторванной от мысли о Боге. Он пишет: всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2: 16).

«А ты попробуй, сама поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты-то есть по отношению к людям?

Сначала узнай себя, потом попробуй хоть день прожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а, узнав, научишься снисходить к немощам человеческим и не будешь никого осуждать.

Два греха самых страшных для спасения в человеке – осуждение и соблазн. И ведь оба они тебе портят жизнь, да и другим. Бог тебе какие грехи простит непрощаемые, а мы с тобой малость другим простить не можем».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Преподобный авва Дорофей расшифровывает эту мысль в более конкретных понятиях, усматривая сущность этих искушений в трёх самых основных страстях: сластолюбии (комфорт и наслаждение), сребролюбии (богатство), славолюбии (жажда славы и власти) – и указывает, что все они исходят из одного источника – гордости.

Евангелие сообщает о том, как Христос отверг их все, противопоставив Свой путь жизни человека пути мира: 

1) «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4: 4); 

2) «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4: 8); 

3) «Не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4: 12).

Но человечество в целом живёт именно этими основными страстями – сластолюбием, сребролюбием и славолюбием. Именно эти страсти человечество культивирует и жаждет их исполнения как в личной, так и в общественной жизни. Целые философские системы обосновывают их ценность, всё научно-техническое развитие направлено на их максимальную реализацию.

Однако история жизни как отдельного человека, так и целых народов и всего человечества ярко показывает, к каким пагубным последствиям приводит такое исключившее Бога из жизни мировоззрение. Оно становится опаснейшим врагом человека. Ибо алчность, жажда власти и гордыня, став господствующими в душе, в самом корне разрушают её, порождая вражду, ненависть, зависть, убийства, предательства и прочие бедствия, нарушая мир между людьми и народами. И никакая внешняя власть не в состоянии остановить это зло: ни мудрый законодатель, ни гениальный философ и учёный, ни политик, насытивший народ хлебом и зрелищами. 

«Ни в каком устройстве общества, – писал Достоевский, – не избегнете зла… душа человеческая останется та же… ненормальность и грех исходят из неё самой».

В «Братьях Карамазовых» в уста беса он влагает следующие потрясающие по своей психологической глубине слова: «По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге… Раз человечество отречётся поголовно от Бога, то само собою… падёт всё прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит всё новое… Человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог… а ему “всё позволено”…».

Православие предлагает совершенно иное ви́дение смысла жизни человека. Оно призывает человека к очищению души от всех этих разрушительных страстей, открывает путь к святости. Убедительным свидетельством истинности православия является множество примеров жизни тех подвижников, которые достигали духовного совершенства.

Что же такое православная святость, что представляет собой святой человек?

Абсолютной святостью является Бог, потому и святость человека есть не что иное, как причастность Богу, обожение, или, как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжание Духа Святого». Главнейшими свойствами Бога являются любовь и смирение. Вот почему степень приобретения этих свойств является показателем уровня святости человека.

«Всё дурное, все страсти, все бесовские козни, все скорби и страдания – всё побеждается смирением. А проявляется смирение тем, что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу: «Достойное поделам нашим приемлем, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Вот если сумеем так сказать во всех случаях жизни, не будем роптать ни на Господа, ни на людей, то сразу и легко нам будет, и мы будем на правильном пути духовном». 

Игумен Никон (Воробьёв)

При этом Священное Писание и святоотеческое учение подчёркивают, что все прочие добрые свойства и добродетели человека получают своё положительное содержание только на твёрдом основании этих основополагающих краеугольных камней и без них теряют всю свою ценность.

«Пишешь, что ты неустойчивая, и справедливо.Ты подобна тростинке, ветром колеблемой, – как ветерок новостей подул, то и зашаталась в стороны, а причина-то вот ведь в чём: от рассеянности и невнимания к своей внутренней жизни, и мало располагаешься на волю Божию; похвалили родину – и готова ехать туда. Однако знай: куда бы ты ни поехала, свой внутренний хаос с собой повезёшь и там встретишь людей, а не ангелов. А Царствие-то Божие ведь не вне, а внутри нас».

Схиигумен Иоанн Валаамский

Апостол Павел писал о любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 2-3).

Насколько необходимо в духовной жизни смирение, в кратких и сильных словах сказал святой Исаак Сирин (VII век): «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели… потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание».

Святоотеческий опыт указывает на важнейшие критерии правильной духовной жизни. И первым из них является не способность творить чудеса, не прозорливость и прочее, а ви́дение подвижником своего личного нравственного и духовного несовершенства. Как писал преподобный Петр Дамаскин, первым признаком начинающегося здравия души является ви́дение грехов своих бесчисленных, как песок морской. Это ви́дение необходимо для правильного духовного развития человека по той причине, что без него невозможно приобретение смирения – основы всей духовной жизни.

Только личное опытное познание своего несовершенства, которое сам человек не в состоянии исцелить никакими подвигами, даёт возможность понять необходимость Христа, уверовать в Него как Спасителя и породить истинную веру. Такое духовное состояние именуется смирением и является залогом сохранения человека от возможного отпадения от Бога.

И, напротив, как пишет святитель Игнатий, «не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином (хотя бы формально был им – А. О.). К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою…».

Подготовила Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №7 (198)