23 января — 120 лет со дня кончины святителя Феофана Затворника.
Имя «Феофан» с греческого переводится как «Богоявление». И примечательно, что маленький домовый храм, где в затворе ежедневно в течение последних одиннадцати лет своей жизни совершал Божественную литургию святитель Феофан Затворник, освящён в честь Святого Богоявления. Примечательно и то, что сама кончина Вышенского затворника последовала именно в день Богоявления в 1894 году, после отслуженной им последней Литургии. В связи с тем, что в день самого Богоявления не совершается память святых, дата празднования дня памяти святителя Феофана была перенесена с 6 (19) января на четыре дня вперёд – 10 (23) января – на день его рождения.
Чем же замечателен святитель Феофан Затворник? Нужно сразу отметить, что святитель Феофан – по-настоящему учёный человек, причём учёный разноплановый, настоящий энциклопедист. Помимо обширной литературной и переводческой деятельности (а святитель прекрасно знал греческий язык, занимался французским, еврейским, арабским языками) его интересовали и естественнонаучные вопросы.
Но всё-таки основной, может быть, главный вклад святителя Феофана – именно его литературное наследие: многотомное толкование на Апостольские послания, толкование на псалмы, книга Евангельской истории, «Добротолюбие», многочисленные книги духовно-нравственной тематики, письма и проповеди. То, что сейчас мы имеем «Добротолюбие» на русском языке – целиком заслуга святителя Феофана. До него существовал перевод преподобного Паисия Величковского на церковнославянском языке, а русского перевода не было.
Отдельно нужно сказать о переписке святителя. Получая ежедневно по двадцать – сорок писем, он аккуратно собственноручно отвечал на каждое. Среди адресатов были и люди духовного звания, и простецы, и учёные, и высокопоставленные знатные особы. Круг тем, обсуждаемых в письмах, безграничен. Если приблизительно прикинуть количество писем, написанных святителем, то за двадцать с лишним лет затвора оно приближается к 300 000! А если иметь в виду, что писал эти письма духоносный мудрый старец, наделённый даром видеть духовным взором, то нужно признать, что влияние святителя Феофана и на своё время, и на последующее колоссально. Но дело здесь не в количественных оценках.
Святитель поистине пробуждал в людях вкус к духовной жизни и являл им свет Божественной истины, оправдывая при этом своё имя – «Богоявление».
Ещё один юбилей святителя Феофана.
В 2015 году исполняется 200 лет со дня рождения святителя Феофана Затворника. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот юбилей будет праздноваться на общецерковном уровне.
Одной из важнейших задач в преддверии празднования стала работа над текстологически подготовленным изданием Полного собрания творений святителя Феофана Затворника (более 40 томов), которое должно стать первым за долгие годы научно-исследовательским и издательским проектом такого рода в области русской патристики (богословские воззрения Отцов Церкви).
С этой целью сформирован Научно-редакционный совет под руководством Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента.
Совет объединил в своих рядах видных учёных — представителей церковной и светской академической науки. В его состав вошли представители духовных академий, богословы, а также известные филологи, текстологи, историки — учёные из Института мировой литературы РАН, Института русской литературы РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, Петрозаводского государственного университета и других центров гуманитарной науки России.
Планируется, что основная часть томов Полного собрания творений святителя Феофана Затворника будет выпущена в конце 2014 — начале 2015 года. Издание распространяется по подписке. Объявление о начале подписки будет размещено на сайте theophanica.ru.
Анастасия Мухина, Елена Добронравова.
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №1(179)
(память 10/23 января, 16/29 июня (перенесение мощей))
В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. – ректор СПДА.
В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать – это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его – «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.