РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП ЯПОНСКИЙ

память 3 (16) февраля

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в селе Березе Вельского уезда Смоленской губернии. Родители его были духовного звания, жизнь их протекала в крайней бедности. Мальчика отдали на обучение в бурсу, где, испытывая многие лишения, постигал он науки. Иоанн, с детства отличавшийся прекрасными умственными способностями и живым, веселым характером, блестяще окончил в 1856 году семинарию и был принят на казенный кошт в Петербургскую духовную академию. Учась на четвертом курсе, совершенно случайно прочитал он приглашение занять место настоятеля домовой церкви при русском консульстве в Хакодатэ в Японии. Оставив приглашение без внимания, Иоанн Дмитриевич во время всенощной совершенно неожиданно для себя решает отправиться в Японию для проповеди христианства. Он подает прошение и 8 июня 1860 года получает назначение в Хакодатэ. 24 июня 1860 года Иоанн был пострижен в монашество с наречением имени Николая, 29-го рукоположен в иеродиакона и 30-го — в иеромонаха.

Вскоре после этого отец Николай отправился в Японию через Сибирь. В Николаевске ему пришлось провести зиму. Тут состоялась его встреча с прославленным миссионером – архиепископом Иннокентием (впоследствии митрополитом Московским, апостолом Америки и Сибири, память 31 марта и 23 сентября), который ласково принял его и благословил.

2 июля 1861 года иеромонах Николай прибыл в Хакодатэ. Но начать миссионерскую деятельность молодому иноку было чрезвычайно трудно. О том времени святитель вспоминал: “Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи”. Исповедание христианской религии было запрещено под страхом смертной казни.

Святитель Николай стал изучать японский язык и через восемь лет упорных трудов достиг того, что стал как бы природным японцем, отлично знающим историю и всю японскую литературу, как древнюю, так и новую. Изучая страну, язык, присматриваясь к жизни японцев, святитель Божий стал понемногу сеять семена христианского учения.

Первым обращенным им ко Христу был один из тогдашних врагов христианства, известнейший в Хакодатэ фехтовальщик Савабе, дававший уроки сыну русского консула. Однажды, после долгих и враждебных присматриваний к православному монаху-священнику, Савабе вызвал отца Николая на разговор о Боге, исповедовать Которого он прибыл в Японию. Через неделю таких бесед Савабе сделался в душе своей христианином.

У Савабе был друг Сакай, доктор-конфуцианец, которому он стал сообщать свои познания о Христовом учении и старался передать свою веру. Вскоре и он сделался не только последователем и проповедником Христа, но и великим постником и молитвенником.
Когда Савабе и Сакай сделались христианами, отец Николай увидел, что наступило время для проповеди Евангельского слова, и в 1869 году отправился в Россию, чтобы просить Святейший Синод основать миссию в Японии. По возвращении в Хакодатэ он нашел, что ревностный Савабе уже образовал маленькую церковь у него собралось несколько молодых, хорошо образованных “сизоку” (дворян) из Сендая, впоследствии ставших священнослужителями Матфей Качета, Петр Сасачала, Яков Такая, Иоанн Оно, Павел Цуда и некоторые другие.

В 1870 году миссия была открыта, а иеромонах Николай возведен в сан архимандрита. С 1873 года, когда последовала отмена антихристианских эдиктов, его трудами православная проповедь стала открыто раздаваться в Японии Церковь Христова, основанная тайно в Хакодатэ, стала расти и крепнуть по всей Японии. Начали строиться храмы, совершаться богослужения, устраиваться публичные диспуты и собеседования, образовываться христианские общины, открываться школы и семинарии. В признание заслуг архимандрита Николая Святейший Синод 30 марта 1880 года в Петербурге рукоположил его в епископа Японского.

Находясь в России, святитель Николай предпринял сбор пожертвований на строительство православного храма в Токио. Храм возводился посреди японской столицы на холме Суругадай, который был куплен Россией для Русской миссии, и 24 февраля 1891 года был торжественно освящен с совершением Божественной литургии.

Возле собора, который получил в народе имя Сейдоо-Никорай (храм Николай), располагались духовная семинария, женское училище, миссионерское управление, типография, жилище архиепископа и ближайших его помощников. К этому времени в Японии уже насчитывалось 216 православных общин, а число обращенных в христианство приближалось к 19 тысячам.

Тридцать лет с великим усердием святитель Николай трудился над переводом на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Им переведены почти весь Ветхий Завет, весь Новый Завет, весь круг богослужебных книг, а также (Православное вероисповедание” святителя Димитрия Ростовского, катехизис, “Краткая Священная история” и многое другое Под его руководством сделаны переводы лучших богословских сочинений и других книг.

Кроме того святитель устроил прекрасную православную библиотеку. Одних европейских книг в ней насчитывалось свыше 12 тысяч названий (на английском, французском, немецком языках, но более всего на русском).

Владыкой основаны православные японские журналы “Православный вестник> (Сэикео симпоо), (Православная беседа” (Сэи-кео еова)
По свидетельству японцев-христиан преосвященный Николай служил живым образом миссионерского самоотвержения. Все свои материальные средства он отдавал на нужды Церкви, покрывая тем самым недостатки в содержании школ, редакций, проповедников. Он не отказывался жертвовать на постройку новых молитвенных домов и на случайные нужды бедных христиан, на обеспечение бедных семейств после пожаров и землетрясений, столь частых в Японии. При этом сам владыка не имел подчас самого простого и необходимого: например, дома его можно было увидеть одетым, подобно какому-нибудь пустыннику, в грубый, местами заплатанный подрясник, а на улице идущим пешком с тростью в руке.

Почти полвека апостольского служения в Японии, святитель Николай подвергался преследованиям и клеветам, его даже называли русским шпионом.

Но самое скорбное и тяжелое время пришлось на русско-японскую войну 1904-1905 годов. Вражда, которую японское общество питало к Православию и любым его проявлениям переросла в истерию. Все время войны святитель был лишен великого утешения принимать участие в церковном богослужении. Сам он объяснял это так: “…доселе я молился за процветание и мир японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине…”. Но архипастырь не оставил свою паству в трудную минуту. В своих окружных посланиях к благочестивым христианам святой православной Церкви Японии он разъяснял им их долг перед отечеством земным и отечеством небесным и призывал возрастать в вере и преуспевать в христианских добродетелях. Святитель горячо молился о восстановлении мира. Все силы прилагал к облегчению участи русских военнопленных. По его совету из православных японцев было образовано товарищество духовного утешения военнопленных. Помогал он им также и материально. В местах погребения наших воинов при содействии святителя сооружались храмы и памятники.

Такая деятельность св. Николая, исполненная христианской любви к людям и уважения к стране, в которой он осуществлял свою миссию, способствовала успокоению японского общественного мнения и перемене отношения к православному архипастырю со стороны не только народа, но и правительства и самого императора. 50-летие его апостольского служения было оценено как споспешествовавшее развитию цивилизации в Японии.

Святитель пребывал в непрестанных трудах, пока его силы не истощила болезнь. В январе 1912 года владыку поместили в госпиталь, где он 3 февраля, на 76 году жизни, мирно отошел ко Господу.

Кончина святителя Николая показала, что в Японии нет, после императора, человека, который пользовался бы в стране такой известностью и таким уважением, человека, перед незлобивым и самоотверженным сердцем которого пали вековые языческие традиции.

Русская Православная Церковь во главе с Алексием I, Патриархом Московским и всея Руси, 10 апреля 1970 года приняла решение о прославлении святителя Николая в лике святых с именованием — равноапостольный.

Его могила и теперь остается в Японии святыней народной и общецерковной, а сам святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенный предстатель пред Господом.

Память равноапостольного Николая, архиепископа Японского, совершается 3 февраля, в день блаженного преставления.

 

Источник: ЖИТИЯ СВЯТЫХ ЧТИМЫХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Составлены святителем Филаретом, архиепископом Черниговским. Издание Сретенского монастыря, 2000 г.