Побеждающий добром. 7 апреля – преставление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

«Он … способен был понимать каждого и всех простить».
Патриарх Сергий (Страгородский)

Неизмеримо тяжёл был крест Патриарха Тихона. Ему пришлось руководить Церковью среди всеобщей церковной разрухи и расколов, без вспомогательных органов управления, во время перехода Церкви к новой жизни в условиях нового государственного строя при открытом столкновении двух противоположных мировоззрений – религиозного и атеистического. И если бы не умиротворяющие свойства души Патриарха – его кротость, добродушие и мудрость – этот переход, конечно, был бы ещё острее.

В Санкт-Петербургской Духовной Академии, куда поступил он в девятнадцать лет, товарищи по курсу называли его «патриархом» за спокойное и ласковое обхождение со всеми.

Служа в различных епархиях (в том числе Американской), он приобрёл всеобщую любовь не только русского населения, но и литовцев, поляков, сербов, индейцев, алеутов, эскимосов, арабов и многих других. Его полюбили как доступного в общении, разумного и ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все предложения служить в приходских и монастырских храмах. И это несмотря на то, что близкие к нему лица советовали ему по возможности уклоняться от этих утомительных служений, указывая на престиж Патриарха.

Несмотря на всю свою занятость, Патриарх Тихон часто совершал до 23-25 богослужений в месяц!

Как правило, он посещал церкви без всякой пышности, ходил пешком (в ту пору это было необычным делом, так как архиереи передвигались в каретах). Разговаривал святитель Тихон с подчинёнными просто, без всякого начальственного тона. Замечания делал мягко и тактично, часто в шутливой форме.

В уездных городах Московской губернии при приезде Патриарха Тихона все светские и промышленные учреждения не работали в течение всего пребывания Патриарха в данном месте.

Доступ к нему был свободный, его келейник спрашивал лишь о цели прихода.

Множество гонений, которые претерпел Патриарх Тихон, отнюдь не ожесточили его сердце… Своим незлобием, своим тихим и любвеобильным отношением к людям Патриарх побеждал зло и собирал воедино силы народа и Церкви…

В больнице, где находился перед кончиной святитель Тихон, не было иконы. Он попросил принести, не указав, какую именно. Его просьбу исполнили и из Зачатьевского монастыря принесли икону Благовещения Пресвятой Богородицы. В праздник Благовещения он тихо отошёл ко Господу с молитвой благодарности на устах: «Слава Тебе, Господи…»

По материалам книги «История русской святости»

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №4 (143)