ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ПРОРОКА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

8 марта – Первое и Второе обретение главы святого пророка Иоанна Предтечи.

Из Евангелия мы знаем об обстоятельствах смерти Иоанна Крестителя: его проповеди, аресте, пляске дочери Иродиады на пиру царя, клятве Ирода, страшной просьбе плясуньи и казни Предтечи. 

Его честную Главу отдали Иродиаде. Из церковного предания мы узнаём, что Иродиада надругалась над святой главой и сокрыла её в бесчестном месте.

Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука (Лк. 8: 1-3, Лк. 24: 10)) тайно взяла честную главу, положила её в сосуд и погребла на горе Елеонской в одном из поместий Ирода. Спустя много лет поместье перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретён сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от неё благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил её с величайшим благоговением, но перед смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, снова скрыл её в том самом месте, где обрёл. По его кончине церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки выкопали святыню и, положив её в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что несёт, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он, по повелению самого Крестителя, запечатал её в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока её обладателем не стал священник Евстафий, заражённый арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емесы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емесу, а затем в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси.

Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали её в Команах. После утверждения Православия на Константинопольском соборе честную главу возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы святого Иоанна Крестителя.

На праздник обретения главы Крестителя на литургии мы читаем слова Евангелия: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

Сам Господь свидетельствует, что Царствие Божие не есть достояние каждого человека, а некая цель, к которой должны устремляться люди. И эту цель можно достичь, лишь приложив усилия.

Вот что говорит об этом святитель Василий Великий: «Вожделенный конец для каждого из нас – это блаженная вечность, а достигаем мы этого конца, когда предоставляем Богу царствовать над собой». Эти слова святителя помогают нам лучше понять, что Божие Царство – это такой порядок бытия, когда царствует не какая-то иная сила, но Сам Бог, когда в полной мере осуществляется Его замысел о творении. 

Через свободную волю человек уклонился во зло и вступил в борьбу с Богом. Всемогущий Творец имеет возможность в любой момент остановить эту борьбу. Но этого не происходит, потому что Бог, создав человека по образу Своему, предоставляет ему возможность до конца пройти тем путём, какой сам человек пожелает избрать. Мы должны предоставить Богу царствовать над нами. Не Бог Своим могуществом, употребляя Свою безграничную силу, должен подчинить нас Своей воле, а мы своей волей должны подчинить самих себя Богу.

В праздник обретения главы Иоанна Крестителя на утрени мы слышим известные всем слова Господа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Они означают, что Царствие Божие начинается здесь, на земле. Нельзя здесь жить в аду, а там наследовать Божие Царство. Нельзя здесь совершать дела, противные воле Божией: умножать грех, ложь, неправду, работать не на Бога, а на диавола, – а там обрести Царствие Божие.

Святой Иоанн Креститель, проповедуя Царство Божие, призывал людей к покаянию, ибо покаянием мы открываем для себя дверь в Царство Небесное. В преддверии Великого поста, по словам Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, «вспоминая великого пророка, Предтечу и Крестителя, будем просить его, чтобы предстательством пред Богом даровал он нам силы через покаяние открыть врата Царствия Небесного, где Бог пребывает с любящими Его». Аминь.

Священник Сергий Симаков