Восходя со Своими учениками в Иерусалим на последнюю Пасху, Иисус Христос повторяет неоднократно возвещенные Им предсказания о Своих крестных страданиях и смерти.
Иисус шел впереди, а ученики Его следовали за Ним. Им страшно было теперь следовать за своим Учителем в этот город, в который они прежде, как и другие, шли с духовною радостью, с благодарной молитвой на устах и с сердечным умилением предстать пред лице Иеговы. Они боялись теперь за своего Учителя, против Которого, они знали, фарисеи и книжники и начальники народа строили козни и искали умертвить Его. Страх учеников еще более увеличивался оттого, что и Сам Учитель их не раз уже предсказывал им, что Его ожидают ужасные страдания и позорная смерть. Они еще, конечно, не знали, когда это будет, и не совсем понимали речи Спасителя о сем, но неизвестность эта только еще более могла увеличивать страх их: не теперь ли предстоит сие? Не на эти ли страдания идет теперь Учитель их?
Господь восхотел еще раз прямо открыть им тайну Своих страданий и, отозвав их от народа, следовавшего за Ним, открыл им, что Он именно во время этого пребывания Своего в Иерусалиме, куда Он теперь идет вместе с ними, подвергнется страданиям, о коих Он и прежде говорил им, и смерти, и после трех дней воскреснет. Как Всеведущий Бог, Иисус Христос в этой речи Своей указал даже самые подробные черты Своих страданий: И поругаются, и будут бить, и оплюют…
И вот, в это время подходят к Иисусу ученики Его Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, и просят исполнить их просьбу: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Откуда им пришла такая мысль? Может быть, они видели себя в большей чести сравнительно с другими и потому надеялись, что Господь исполнит это их прошение. Они находились близ Иерусалима и представляли, что Царствие Божие уже открывается, потому и предложили Господу свою просьбу.
Иисус сказал им: Не знаете, чего просите. Ученики не разумели как должно, зачем Иисусу Христу надлежит пострадать, потерпеть бесславие и смерть; может быть, они думали, что вслед за страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа немедленно откроется славное Царство Его. Только по сошествии на апостолов Святого Духа они уразумели, что в Церкви Христовой близок к Господу тот, кто, взирая на Него, с терпением идет на всякий подвиг и страдание.
Итак, сыновья Зеведеевы действительно не знали, чего просили: прося первых мест в Царстве Христовом, они думали, что испрашивают себе почести, власти и радости, а в действительности просили о том, чтобы первенствовать перед другими в поруганиях, порабощении для всех и в мученичестве за имя Христово. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Пить чашу и крещением креститься — выражения, употребляющиеся в Священном Писании для обозначения страданий и скорбей.
Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
Господь знал любовь этих учеников к Себе и предвидел, что какие бы испытания, бедствия, скорби и страдания ни предлежали им, они будут тверды и непоколебимы. Так, святой Иаков после усердных апостольских трудов своих был усекнут мечом за имя Христово, а Иоанн, вышедши невредимым из котла с кипящим маслом, претерпел заключение на острове Патмос. Воздаяние же почестей небесных зависит от Отца Небесного.
На просьбу сынов Зеведеевых вознегодовали десять других учеников, и поэтому Христос, подозвав прочих апостолов, дал им урок смирения, указывая в Себе высший образец этой добродетели: Ибо и Сын Человеческий не для тою пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Этот пример и высший образец самоотверженного смиренного служения ближним относится и ко всем нам, последователям Христа. Но мало взирают на этот евангельский завет и на образец земной жизни Самого Божественного Учителя, Страдальца Спасителя люди нашего тщеславного, эгоистического века! Никогда, кажется, не происходило на Святой Руси такой ожесточенной борьбы личных самолюбий и ненасытной гордости! Самолюбие и честолюбие владеет сердцами не только отцов, но и детей со школьной скамьи. Учатся дети и юноши не для науки и знания и служения ближним и Родине, а в младшем возрасте — ради хороших отметок, в старшем — из-за дипломов и ради теплых, доходных мест. Вот почему у нас так редки самоотверженные радетели о благе общем и народном и так много черствых честолюбцев!
Будем почаще вспоминать Сына Человеческого, пришедшего всем послужить, всякого спасти!