Ныне евангелист Иоанн повествует нам о призвании Господом Иисусом Христом Филиппа и Нафанаила в число Своих учеников.
Филипп, полагают, был ранее учеником Иоанна Крестителя и потому оказался настолько подготовленным к вере в Иисуса Христа, что достаточно было одного слова Спасителя: Иди за Мною,— чтобы он последовал за Христом. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Нафанаил сначала выразил сомнение, чтобы из Назарета могло быть что-либо хорошее, но как только увидел в Иисусе Христе дар прозрения и всеведения, тотчас исповедал Его Царем Израилевым. Христос похваляет веру Нафанаила и как бы в награду дает обетование: Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих .восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Этим Христос дает понять Своим слушателям, что они отныне будут созерцать в Нем как Сыне Божием, ниспосланном на землю ради спасения людей, неисчерпаемый источник чудотворений, приносящих небесную помощь человечеству. Себя Он называет Сыном Человеческим применительно к пророчеству Даниила, где пророк изображает бывшее ему видение Мессии под образом Сына Человеческого, идущего на облаках небесных (Дан. 7, 13). Этим Господь Иисус Христос, с одной стороны, выражает мысль, что Он есть истинный Человек, а с другой — говорит о Себе как о Мессии.
Итак, Христос ясно Сам говорит о Себе, как о Мессии, и Нафанаил, не колеблясь, исповедует: Равви! Ты Сын Божий.
Между тем, нынешние рационалисты и сектанты рационалистического толка истолковывают это Христово наименование Себя Сыном Человеческим в прямом смысле: по естественному человеческому происхождению. Но мы, скорбя об их заблуждении, будем твердо, во веки веков, исповедовать Христа, как и Нафанаил, истинным Сыном Божиим, пришедшим спасти род человеческий.
Так и в первые века христианства умы многих христиан, подобно Нафанаилу, смущались тайной воплощения Сына Божия. Каким образом Бог мог стать Человеком? Как в Иисусе Христе Божество могло соединиться с человечеством? И древние еретики, как и новые, своими лжеучениями пытались ниспровергнуть Евангельское благовестие о Лице Господа Иисуса. Так, некоторые из них стали признавать Иисуса Христа простым человеком,— и самое воплощение Сына Божия, о котором мы читаем в Евангелии (Ин. 1, 1— 14; 1 Тим. 3, 16 и др.), понимали уже не в том смысле, что Бог Слово, или Сын Божий стал плотию, стал Человеком, а что лишь человек Иисус получил Божескую силу и стал Христом, Спасителем мира.
Будем же со Святой Соборной Апостольской Церковью православно исповедовать Господа нашего Иисуса Христа: “Верую… во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася”.