Собиратель народной души

Своё детство Василий Суриков  провёл в Красноярске среди суровой природы и патриархального быта, что дало ему, как говорил он сам, дух, силу и здоровье. Суриков рано лишился отца и вынужден был пойти писцом в контору, но продолжал заниматься живописью и даже учился иконописи.
 
Успешно окончив Петербургскую Академию художеств, живописец приезжает в Москву – выполнить часть росписей для декоративного оформления главного собора столицы – храма Христа Спасителя.  Несколько позднее появляются всем известные его картины “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”  и другие. Но далеко не все знают, что в этот же период  времени Суриков пишет много картин, посвящённых евангельской истории и Вселенским Соборам.

Весной 1888 года Суриков теряет жену. М. Нестеров, близко знавший семью художника, так описывает его глубокую скорбь: “…после тяжёлой, мучительной ночи вставал рано и шёл к ранней обедне … в своём приходе, в старинной церкви он пламенно молился о покойной своей подруге… Затем, иногда в вьюгу и мороз, в осеннем пальто бежал на Ваганьково и там, на могиле, плача горькими слезами, взывал, молил…”

Смерть супруги художник переживает очень долго. Оставив официальную живопись, с маленькими дочерьми он отправляется на родину, в Сибирь. После этой тяжёлой утраты, после мучительных размышлений о смерти он пишет картину  “Исцеление слепорожденного Иисусом Христом”, которую художник писал для себя и не собирался выставлять. Лицо слепого на картине напоминает лицо самого Сурикова.

Постепенно художник возвращается к творчеству и дарит миру много прекрасных картин: “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Степан Разин”, “Переход Суворова через Альпы” и другие.
 
Из рук этого человека вышли такие произведения, которые хочется назвать национальными всерусскими созданиями!

Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №1(166)