И УЧИТЕЛЬ, И ОТЕЦ…

Сегодня мало кому известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, «Рачинский – это имя мирового значения». 

Рачинский был не педагогом-переводчиком западных идеалов на русскую почву, а воссоздателем русской школы, утверждая, что истинно народное воспитание и обучение возможно лишь на религиозно-нравственной и национальной основе. 

Выбор пути.

Будучи профессором Московского университета, причём одним из самых любимых студентами, Сергей Александрович Рачинский в 1867 г. из-за интриг в Совете университета подал в отставку и поселился в родовом имении в селе Татево Тверской области.

Осматривая свои владения, он зашёл в местную школу и попал на урок арифметики, оказавшийся невероятно скучным. Размышления Сергея Александровича над тем, как заинтересовать детей таким казалось бы сухим и отвлечённым предметом, решили его судьбу. Московский профессор стал деревенским учителем.

Создание своей школы.
На свои собственные средства он построил новое здание школы с общежитием, в котором размещалось около 30 мальчиков. Кроме того, в школе всегда жили подростки и юноши, либо готовившиеся к поступлению в училища, либо просто желавшие провести лишний год в необычайно тёплой школьной атмосфере. Всё это школьное население составляло около Рачинского дружную семью, с которой он делил мелочи повседневной жизни.

Просторная, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из библейской и русской истории, зарисовками учеников, красивыми таблицами с тропарями двунадесятых праздников, молитвами и церковными песнопениями. В классе на видном месте находилась большая репродукция картины работы В.М. Васнецова «Богоматерь, несущая миру спасение», подаренная школе самим художником. В переднем углу перед иконами теплилась лампада.

Школа блистала чрезвычайной опрятностью и порядком, и всё это поддерживалось учениками под наблюдением Рачинского. Дети сами мыли полы, выметали сор, убирали пыль, рубили дрова, топили печи, носили воду, ходили за провизией. Сергей Александрович не просто принимал в этом активное участие, но исполнял самую чёрную работу.

Все свои доходы Сергей Александрович тратил на школу, довольствуясь простой пищей и скромным платьем. С раннего утра до позднего вечера находился он в школьных стенах. 

Рачинский понял, что дети никогда не полюбят школу по-настоящему, если с ней будут связаны лишь воспоминания об упорном напряжённом труде. Он знал, что в детских душах ярче запечатлеваются не будничные, обычные воспоминания, а воспоминания редкие, праздничные, необычные. Поэтому все радости праздничных дней, всю их особенность он тесно связал со школой и этим ещё больше привязал к ней сердца детей.

Сергей Александрович тщательно изучал каждого ученика, его способности, характер, темперамент. С особым вниманием он относился к одарённым детям и старался создавать все условия для развития их талантов. 

Школьный поход. 

С целью приобщения детей к живой православной вере Рачинский организовал образовательное путешествие в Нилову пустынь к преподобному Нилу Столобенскому, которое длилось 10 дней. Все шли пешком, останавливаясь на ночлег у сердобольных православных или в монастырях.

Все эти дни жизнь для детей оказывалась весёлой, сытой, наполненной новыми знаниями и созерцаниями мест, где жил «сам угодник». Десятки этюдов, книги, незабываемые впечатления приносили они с собой назад в Татево. При этом урок-экскурсия прочно укоренился в методике обучения Рачинского.

Рачинский указывал, что долг каждого истинного педагога состоит в том, чтобы раскрыть сокровища души ребёнка, развить в нём глубокое религиозное чувство через приобщение к русским традиционным духовным и культурным ценностям. Он протестовал против западной системы светского образования, оторванной от Церкви, которая внедрялась в русские школы.

И сегодня очень актуально предостережение Рачинского о том, что отход от православных традиций приведёт не просто к снижению качества образования, но и к духовно-нравственной деградации подрастающих поколений.

Елена Добронравова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №11 (202)