5 октября – День учителя
Школа не может существовать без воспитательной функции, – в этом случае она обедняет себя или, по крайней мере, перестает быть школой жизни; а ещё неизвестно, что будет дольше сохраняться в памяти выпускника – знания или воспитание.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приводит такой пример: «Я поступил в семинарию в 1965 году, это было в тогдашнем Ленинграде, и некоторые профессора были выпускниками дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии. Я застал этих замечательных людей. Это были высокообразованные специалисты, полиглоты, знавшие несколько древних языков. Значительную часть своих лекций они посвящали общим темам. Говорили нам об очень многом, даже о том, как невесту выбрать: как и где познакомиться, какими должны быть критерии выбора, как вообще оценивать человека. Даже такие вопросы старые педагоги с нами обсуждали. И вот большинство тех, кто со мной учился (а их уже мало осталось в живых), помнят всё, что преподаватели говорили нам о жизни, а вот что они говорили о стилистике – не помнят».
Да, мудрый педагог обязательно даёт воспитательный импульс, иногда даже в ущерб своим часам. Прививать определённые взгляды, вкусы, привычки, в том числе в правилах поведения, – это невероятно важная работа.
Вот почему в своей книге «С болью и любовью о современном человеке» преподобный Паисий Святогорец пишет: «Настоящий учитель – великое дело, особенно в наши дни. Дети – они как чистые магнитофонные кассеты. На них могут быть записаны или похабные песни, или дивные византийские песнопения. Дело учителя священно. На учителе лежит великая ответственность, и если он будет внимателен, то может получить от Бога великую мзду».
Если человек хочет, то он всегда сможет найти способ делать доброе дело, где бы он ни оказался. Прекрасный пример этому – святой нашего времени преподобный Арсений Каппадокийский (1840 – 1924 гг.). После принятия монашеского пострига, он был направлен в Фарасы обучать грамоте детей бедняков по церковным книгам.
55 лет преподобный Арсений окормлял, наставлял и утверждал в вере жителей греческого селения, постоянно находившегося под угрозой уничтожения турками.
Турки не хотели, чтобы греческие дети получали образование, но отец Арсений, несмотря на свою молодость, повёл дело с большим рассуждением. Он проводил уроки в большой комнате, не за партами, а расстелив на полу козьи и овечьи шкуры, на которых сидели, поджав ноги, его ученики. У турок это не вызывало раздражения, поскольку они думали, что дети собрались на молитву. Преподобный не просто давал своим ученикам знания, он учил их Иисусовой молитве, наставлял в покаянии и благочестии.
Получилась самая настоящая тайная школа! И всё, что было присуще самому святому Арсению, – горячая вера, знание основ православной веры, благоговение – он передавал своим ученикам.
Да, чаще всего педагоги не сразу видят плоды своих стараний. «Пусть они (учителя) сеют семя, – говорил по этому поводу преподобный Паисий Святогорец. – Не видят, как оно прорастает? Ничего. Ничто не проходит бесследно – придёт время и семя прорастёт».
Но всё это нужно делать с глубокой внутренней любовью к детям, имея к ним и снисхождение, и понимание. Неслучайно поэтому старец Паисий подчёркивал: «Если учителя полюбят детей, то и дети их тоже полюбят. И тогда учителям будет легче делать своё дело».
Да, достойны похвал те родители, которые, рождая много детей, становятся многодетными отцами и матерями, но ещё больших похвал достойны те настоящие педагоги, которые возрождают великое множество детей и становятся «премногодетными» отцами и матерями. Они дают обществу возрождённых людей, и таким образом общество становится лучше.
Елена Добронравова
Анастасия Мухина