То, что произошло в нашем обществе за последние полгода, многих прихожан Русской Православной Церкви повергло в растерянность. Большинство из нас не ожидало такого накала ненависти к Церкви в некоторых наших согражданах. Почему основной мишенью информационной войны стала Церковь? Почему так быстро после выборов в Думу реакционеры переключилось с партии власти на «церковников»?
Сейчас частью нашего общества объявлена война с православными верующими всех мастей без разбора. И началась атака тогда, когда страна увидела многочасовые очереди в храм Христа Спасителя к Поясу Пресвятой Богородицы, когда стало понятно, что в 15 городах за 39 дней ему поклонились более 3 миллионов человек. Если собрать всех вышедших на политические митинги за последние полгода во всех городах России, число их не превысит и пятой части поклонившихся Поясу.
Очень вероятно, что весенняя антихристианская волна – это только начало. Цунами впереди. И действительно, летом (26 июня) антихристианские террористы влезли в храм города Мозырь, осквернили алтарь, выбросили Святые Дары, порвали напрестольное Евангелие, сбросили с престола антиминс, осквернили иконы пентаграммами.
19 августа стены двух Южно-Сахалинских храмов были осквернены сатанинскими изображениями.
25 августа в Архангельске и в Челябинской области вандалами спилены четыре поклонных креста. Пришло время открытого террора против Церкви.
А начало этой вакханалии было положено высказываниями озлобленных участников всевозможных радио- и телешоу на церковные темы, статьями либеральной прессы.
В этой ситуации нам следует понять, как ко всему этому относиться и что нам делать. Переживаемое нами информационное гонение на Церковь, переросшее в реальные действия террористов, происходит не без Промысла Божиего. Господь посетил нас для того, чтобы мы все поняли, что «комфортного» Православия не бывает, что мы оказались в положении евангельского расслабленного и нам требуется исцеление.
Почему это произошло? Потому что в процессе воцерковления огромного числа наших сограждан за последние 20 лет в церковную ограду вошли миллионы людей, не впитавших с молоком матери традиции церковного благочестия, привнесших в Церковь мирские отношения, политические страсти, духовные недуги века сего. Одной из главных болезней церковного общества сегодня является обмирщение церковного сознания, когда в Церковь и в души верующих внедряются ценности и взгляды этого мира, не соответствующие Евангелию. В лучшем случае духовное подменяется душевным. Люди, называющие себя православными и даже церковными, начинают судить события, происходящие вокруг Церкви, с точки зрения земных ценностей и светских, во многом языческих, норм.
Другая болезнь, как следствие обмирщения, – это кризис иерархичности Церкви. Иерархичность при соблюдении евангельской заповеди любви к ближнему – это незыблемый принцип устроения и жизни Церкви. Он проверен веками. Но как-то незаметно стало обыденным в церковных кругах или в «кухонных» беседах или в социальных сетях – обсуждать и осуждать жизнь священников, настоятелей, церковных чиновников, иерархов, Патриарха. И это сочетается с неприкрытой лестью, когда такой «критикан» оказывается лицом к лицу с вышестоящим церковным чином. Кстати, лицемерие – это тоже распространенная болезнь церковного общества, которая выглядит в нашей среде особенно дико. Начальство, в свою очередь, нередко отвечает своим подчиненным тем же – постоянным недоверием, подозрительностью, а то и пренебрежением и грубостью.
Раз уж заговорили о духовных болезнях в церковной среде, то следует упомянуть и о той агрессивной реакции, которая проявилась среди православных в связи с антицерковной кампанией. Невоздержанность, злоба, гнев несовместимы с христианством. Даже словесно мы не должны ни на кого нападать – только защищать нашу веру, наши святыни и Церковь.
Все эти болезни становятся реальным препятствием на путях к церковному миру и единству верующих, собранных у одной Чаши. И если мы сами не сможем обеспечить это единство, то за нас это сделают кощунники и святотатцы, пляшущие на амвоне, террористы, рвущие Евангелие, сатанисты, оставляющие свои зловещие знаки на стенах храмов, вандалы, рубящие поклонные кресты.
Испокон веков христиане претерпевали гонения на Церковь, для нас это не ново, бывали времена и пострашнее. Цель эпохи, в которую мы вступили, состоит в том, чтобы низложить христианские истины, а затем и вовсе стереть их из сознания наших современников. А для этого нужно расколоть православных, и противники Церкви будут стараться разными способами это делать. Причём делать это тонко, чтобы всё, что они говорят казалось нам правдой, чтобы мы заразились идеями «чистоты Православия» и сами начали раскалывать Церковь изнутри.
Нам же надо помнить, что «производить разделения в Церкви не меньшее зло, чем ереси, и грех раскола не смывается даже мученической кровью», — так говорит свт. Иоанн Златоуст. Так говорят и другие св. отцы. Чистота Православия достигается не распространением сплетен об иерархах и настраиванием людей против них. Этим достигается только смущение людей и их разделение. Чистоты Православия мы можем достичь только покаянием и очищением сердца каждого из нас. А очистить наше сердце может только Господь, если мы будем сами этого хотеть и причащаться со страхом Божиим и верою, а не по привычке только или из обязанности перед духовником.
И ещё один очень важный момент. Многие из нас подчас забывают, что Царство Божие «не от мира сего» (Ин. 18: 36). Господь именно нам говорит: «Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19). Это не значит, конечно, что мы должны забиваться в свое православное гетто, ведь это и является целью врагов христианства. Но мы должны знать четкие границы того нравственного пространства, куда не должна ступать нога верующего человека: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Не стоит вести полемику с тем, кто проявляет явную глупость или безумие. Нельзя ставить себя с таким противником на один уровень, нельзя, чтобы создавалось впечатление равноправного диалога. В подобных случаях следует всячески избегать дискуссии, необходимо просто умолкнуть и умолчать даже о попытках диалога. В подобном случае полное игнорирование является значительно более эффективным средством борьбы, нежели вступление в разговор.
Конечно, необходимо свидетельствовать о Христе, показывать нашу открытость миру, обществу и государству. Нам нечего скрывать, кроме одного, сформулированного святителем Иоанном Златоустом в молитве перед причастием: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…»
Что за «тайна», и кто такой «враг»?
Тайна – это тайна Церкви Христовой, тайна Христа-Богочеловека, тайна Царствия Божия, тайна несения ига Христова, тайна святого причастия, тайна Креста – присоединения души человека ко Христу и Его Церкви. Это самый важный Божественный дар душе, взыскующей своего Спасителя.
Враг Христов – это отнюдь не грешный человек, каковыми мы все являемся, это тот, кто умышленно противится Богу и Его Церкви, кто хулит Его, насмехается над Ним. Это диавол. Иуда, этот вор, раб и льстец, не просто предатель, это тот, кто сознательно отверг Христа, отдал Его в руки гонителей.
Для всех же остальных мы, православные христиане, призваны свидетельствовать о любви Божией. И если мы не приложим никаких усилий для этого, то не станем ли мы солью, которая потеряла свой вкус и уже ни на что не годна?
Подготовил О. Мухин по статье «Предварительные итоги» прот. Владимира Вигилянского (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/55477.htm).