Протоиерей Димитрий Смирнов. Преображение Господне.

Святая Церковь заповедует нам посещать храм в праздники, чтобы мы вспоминали о событиях из жизни Спасителя, имеющих для нас очень важное духовное значение, которое мы, к сожалению, зачастую и не понимаем.

Спаситель наш, сказав апостолам, что Ему следует в Иерусалиме пострадать и умереть за спасение наше, прежде страдания взял с Собою трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и возвел их на гору высокую, где перед ними преобразился: и просветилось лице Его яко солнце, ризы же Его были белы яко свет; тут явились им в славе два пророка, Моисей и Илия, с Господом беседующие. Потом послышался глас из облака светлого, осенившего их: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение: Его слушайте (Мф. 17: 2-5).

Явив Божественную Славу видимым образом Господь Иисус Христос показывает своим ученикам, что Он есть Отчее Сияние, т.е. истинный Бог, а значит и страдания, которые Он собирается вскоре претерпеть, есть страдания вольные, потому что кто может заставить страдать Бога, Который над всеми есть, и Чьему слову и мановению всё повинуется? А тем самым Иисус Христос увещавал апостолов, чтобы они, увидев Учителя своего страдающим, не соблазнились, и не убоялись, и не отстали от Него, зная, что Он волею будет страдать, какие бы это ни были страдания. Он, будучи Богом, может всё злобное действие врагов Своих остановить, но не хочет, ибо все хочет перестрадать и перетерпеть ради нашего спасения.

Когда мы вместе с Господом и тремя избранными учениками восходим на гору Фавор, мы не просто вспоминаем это историческое событие, а переживаем и его духовный смысл, вернее, должны переживать.

Для многих крещеных и вроде бы верующих людей Преображение, к сожалению, до сих пор остается всего лишь яблочным Спасом, хотя нам надо твердо усвоить, что ни яблоки, ни виноград к нему ровным счетом никакого отношения не имеют. Просто все начатки плодов еще в Ветхозаветном Израиле приносились в храм для благословения. Люди раньше жили перед Богом, перед Ним старались ходить – и возникали обычаи, которые это отражали: земля производит плоды по промыслу и произволению Божию, а человек в знак благодарности приносил эти плоды в храм. И это ещё и символ того, что вся наша жизнь должна быть освящена благодатию Божиею, что первая мысль всегда должна быть обращена к Богу, первая радость должна быть благодарственной молитвой к Богу, первая печаль — просьбой к Богу, то есть к Богу мы должны взывать непрестанно. Яблоки в духовном смысле не связаны с Преображением, просто они к этому празднику поспевают. Для многих же из нас принести яблоко, его освятить, а потом освященное съесть, становится самым главным в празднике и затмевает смысл духовного торжества, которое переживает Церковь.

Вкусив яблоки, мы свою душу не спасем, потому что невозможно спасти душу никакой пищей, даже освящённой. “Царствие Божие не пища и питие, но радость во Святом Духе”. Поэтому то, чего требует от нас Господь, и то, чему учит нас Святая Церковь и чему в Церкви все должно служить, есть приобретение в сердце благодати Духа Божия, а не насыщение, пусть и праздничное.

Хотя в Церкви все так премудро устроено, чтобы и глаз наш радовался, и тело наше ублажалось, но все-таки Царство Небесное не от мира сего. Поэтому нам очень важно то евангельское событие, о котором сегодня читалось, понять и глубже прочувствовать его смысл.

Почему Господь пошел помолиться на гору? Господь Иисус Христос, конечно, непрестанно молился, но, желая, чтобы Ему никто не мешал, часто уходил помолиться в тишине. Молитва подобна восхождению на гору, поэтому Господь и дал нам этот образ. Он мог перед Своими учениками преобразиться в долине, в ущелье, в доме или на улице города, но Он преобразился именно на горе и тем показал, что если мы хотим созерцать славу Божию – а истинная молитва и есть созерцание славы Божией, то нужно предпринять труд восхождения.

Какой еще образ предлагает нам Господь в этом событии? Совсем не все христиане, и даже не все ученики Христовы, не все даже прославленные Церковью святые, узрят славу Божию, живя на земле. Поэтому Господь взял на Фавор избранных из избранных – не семьдесят апостолов, не двенадцать, а троих из двенадцати, самых лучших, самых верных, самых преданных Ему, самых любящих, готовых без оглядки за Ним последовать. Видения славы Божией достигают совсем не все, а только те, кому Господь Сам благословит и кому сочтет нужным это открыть. Труд должны предпринимать все, а узрят славу Божию далеко не все.

И еще одно поучение мы извлекаем. Когда Господь преобразился, ученики увидели, что Он не один – Моисей и Илия, два великих пророка, беседовали с Ним. Моисей, основоположник писаний Ветхого Завета, давший заповеди народу, самый высокочтимый, самый славный в Израиле пророк, и Илия, прославившийся своей ревностью о Боге, также один из величайших пророков, пришествие которого перед страшным пришествием Христа Спасителя во славе ожидается всем миром. И вот эти два величайших пророка склонили голову перед Христом Спасителем – Творцом и Исполнителем закона и пророков. Они беседовали с Господом о том, что Ему надлежит пострадать перед тем, как Он навеки соединится со Отцом в славе. А Господь часто говорил, что каждый, кто за Ним последует, обречен на страдания от мира сего.

Каждый раз, когда мы добровольно ради Господа идём хоть на какое-то страдание, Он, видя это, подает нам благодать. И во всем, даже в мелочах нашей обыденной жизни, когда мы смиренно принимаем те скорби, которые ниспосылаются нам от Господа по Его благому промыслу, мы должны знать, что уподобляемся этим Христу и уничтожаем в нашем сердце греховные страсти.

Когда Господь преобразился, Благодать Божия осияла учеников, и их объяла такая невыразимая сладость, что они захотели навсегда остаться здесь с Господом. И мы, когда прилагаем усилия, чтобы соединиться с Богом, узреть Его славу, обязательно будем  награждены. Но каждый человек получает только в ту меру, в которую он потрудился, каждый получает “якоже можаху”.

Вот пришел человек в храм и говорит: “Хочу причаститься, но я плохо попостился, плохо подготовился к причастию и время от одного причастия до другого провел дурно”. Ну хорошо, он причастится – Господь его примет, Он не отвергает при покаянии никого,- но воссияет ли в нем свет, если он не проявляет никаких стараний, не трудится? Мы знаем по собственному опыту, что иногда мы причастимся – и вся душа как бы освящается светом, нам хочется всех любить, всех простить, хочется трудиться, молиться, совершать подвиги ради Христа; а иногда ничего вроде и не происходит.

Некоторые, отойдя от причастия, могут тут же начать осуждать, толкаться, ругаться. Это бывает от того, что благодать Божия не входит в их сердце, потому что земля сердца не обработана. Можно взять самое хорошее, отборное зерно пшеницы и сеять его на утоптанной дороге. Но ничего не вырастет. Потому что надо эту дорогу раскопать, землю размять, надо ее поливать, удобрять, еще много чего нужно, прежде чем вырастет колос. Господь рад нас принять. Но даже оказавшись в храме, мы можем ничего не получить, потому что наше сердце недостаточно уготовано для принятия благодати Божией.

А бывает еще и так, и этому тоже учит нас сегодняшнее Евангелие и сегодняшний праздник: человек подготовился, потрудился, приехал издалека, благоговейно стоял на службе, исповедался до конца, ничего не утаив, во всем глубоко раскаялся и ни в чем себя не оправдывал. И причастился человек, и благодать получил, и ушел озаренный из храма. Но встретился с кем-то, стал разговаривать и начал делать как бы хорошее дело, призывать в храм, рассказывать, как здесь хорошо, как духовно, как здесь слово Божие льется. Прошло десять минут, и он видит, что в душе его пустота, куда-то ушло всё, улетучилось то, что он из храма принес. И опять холодно и пусто на душе. Поэтому Господь и сказал ученикам, когда они спускались с горы: никому ничего не рассказывайте о том, что вы видели. Потому что настоящие чувства всегда должны оставаться в тайне; и то, что мы получаем от Бога, наша внутренняя с Ним связь, наши беседы с Ним и те дары, которые Он дает, должны быть сокровенными в нашем сердце, они не могут быть достоянием кого-то еще. Апостолы твердо послушались Господа, они до самой смерти Христа Спасителя никому не рассказывали о святом Преображении.

Господь многих исцеленных предупреждал: идите, но никому не говорите, что Я вам сделал. А они шли и все рассказывали и теряли ту веру и благодать, которую Он им дал. Поэтому Господь часто говорил исцеленным: не ходи за Мной; ты хотел исцеления – и ты получил его; иди с миром. Многие приходят в храм с болезнью, скорбью и исцеляются. Если хотим получить от Бога телесного, Господь даст, освятит нам яблочко, яичко, куличик; если у нас что-то заболело, Господь согласен принять от нас водосвятный молебен – но надо знать, это не есть восхождение на гору.

Восхождение – это постоянный труд души. Совершается оно незаметно для нас самих. Кто был в горах, знает, как это бывает – идешь потихонечку почти по прямой, уклон вроде небольшой, думаешь: мало прошел. Посмотрел вниз – а вон как далеко то место, где ты был еще пять минут назад. Господь так и говорит: “Царствие Божие не приходит приметным образом”. Человек никогда не может оценить свою близость к Богу, только Господь знает Своих. Многие думают: хожу в храм уже пять лет, а как был грешный, так и остался, даже еще грешнее стал. На самом деле когда человек, ходя в храм, чувствует, что он стал грешнее, это и есть восхождение в гору. И чем выше человек подымается, тем дальше он видит, тем больше различает он в своей душе грехов. А когда взойдет на самую вершину, то увидит в себе грехов как песка на морском дне и получит непрестанный плач о них, потому что перед славой Божией, перед этим сиянием любой самый святой, самый чистый человек просто чёрен.

А тот, кто от Бога далеко, считает: да вроде я ни в чем не грешен, пост соблюдаю, в церковь по праздникам хожу, иногда причащаюсь, что еще надо? Ни на кого не обижаюсь, всем всегда делаю только хорошее . Но ни один святой так про себя не говорил.

Господь совершает наше спасение незаметно. Мы видим: то, что еще год назад представляло для нас важность, нам больше не интересно, не приносит никакой радости. Все мирское для нас утрачивает ценность, мы с ним теперь легко расстаемся, главным становится духовное. Мы начинаем любить молитву, ценить каждое посещение храма, стремиться к причастию Святых Христовых Тайн, к очищению своей души. Читать Евангелие для нас уже не поденная какая-то обязанность, мы без этого просто задыхаемся; и творить добро становится нашей потребностью. А если нас ругают и клянут и творят нам пакости, это делается для нас радостным переживанием, потому что мы знаем, что тем самым участвуем в страданиях Христа и за это увенчиваемся. Каждый претерпевший скорбь получает от Бога венец, ибо сказано: “Претерпевый до конца, той спасен будет”.

На нас изливается бездна премудрости Божией, но каждый вместит в себя только то, что может. И наша цель заключается в том, чтобы с каждым годом, с каждым месяцем возможность восприятия Евангелия, правды Божией, света Божия для нас увеличивалась, чтобы наша жизнь была не скатыванием с горы, а, наоборот, восхождением на гору Фавор, где мы узрим славу Божию.