Сегодня Церковь прославляет всех святых угодников Божиих, поэтому мы все сегодня именинники. У каждого народа, независимо от его веры, есть такое понятие: святой. Святым называют обычно человека, который в лучшую сторону отличается от всех окружающих, хотя выразить, в чем именно святость заключается, люди, как правило, затрудняются. Но в учении Православной Церкви этот вопрос разрешается просто: святой — это тот, кто причастен к Святому Духу.
Ни один человек, рождаясь от грешных родителей и проводя жизнь свою греховно, сам по себе святым быть не может, потому что природа человеческая пала из-за греха. Человек никак не может быть генератором Божественной благодати. Источник благодати есть только Бог. И если человек стремится к Богу, если стремление его искреннее, глубокое, настоящее, тогда Господь, видя это, выходит такому человеку навстречу и происходит соединение духа человеческого и Духа Божия. Вот это соединение и называется святостью или вечной жизнью, потому что все, что непричастно к Богу, в чем нет Божьей искры, то тленно, а то, что к Богу причастно,- нетленно. Бог вечен, и, когда человеческий дух соединяется с Духом Божиим, он получает вечную жизнь.
Для чего люди обычно крестятся? Современный человек по непонятной причине, чаще всего потому, что есть такой обычай. Но на самом деле Господь всем народам повелел креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Через крещение начинается приобщение к вечной жизни. И если человек крестился, но приобщения к вечной жизни не произошло, то это крещение было как напрасный дар. Поэтому с момента крещения человек должен постоянно трудиться над тем, чтобы благодать Божия входила в его жизнь, в его состав, чтобы он приобщался к жизни святой. Однако очень часто, к сожалению, этого не происходит. Гитлер тоже был крещеный, и, как видим, плоды его жизни были совсем не так хороши, как, может быть, хотелось его маме и папе.
То, что мы крещены,- только залог, а реализуем ли мы этот залог, неизвестно. Это как с деньгами — сами по себе они ничто, и являются какой-то ценностью, только тогда, когда мы на них что-то купим. А если деньги просто лежат, то это мертвый груз, они никому не нужны. Вот так же и с нашим Крещением – мы должны приобрести на этот «залог» святость.
В Евангелии и житиях святых нам показан путь, которым можно достичь святости. И если мы в результате нашей жизни хотим достичь того, чего достигли святые угодники Божии, если мы хотим, чтобы наше хождение в храм, наше причащение, изучение Священного Писания, вообще наша жизнь имела хоть какой-то плод, то мы должны идти именно этим путем. А если мы стремимся еще к чему-то помимо святости, тогда наша жизнь будет бесплодной, потому что не приведет нас к вечной жизни. Можно стать самым прославленным в мире писателем и погубить свою душу. Можно нарожать пятнадцать человек детей и погубить душу. Можно все человечество спасти от рака, от СПИДа и погубить свою душу. Да, спасешь, изобретешь вакцину, масса людей продлят свою жизнь на некоторое время — а ты все равно не удостоишься Царствия Небесного, если не соединишься с Духом Святым, если тебе духовная жизнь будет совершенно неведомой, потому что у тебя были совсем другие интересы.
Господь нам говорит, с чего начинается святость: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». «Исповедать» — значит из себя поведать о том, что я есть христианин. Но понятно, что если мы напишем на лбу или на майке: «Я православный христианин» — и будем ходить по улице, то ничего, кроме смеха, у людей это не вызовет. Потому что слов все слышали достаточно, надо показать дела. Мы должны, живя в этом мире, жить по-христиански. Несмотря на то что все блудят, все воруют, все ругаются, все завидуют, все ненавидят, никто не молится, мы должны поступать наоборот.
Исповедание — это не значит, что мы должны каждого уговаривать, чтобы он крестился, стал бы православным христианином, курить бы бросил. Пусть делает все, что угодно, но мы своей жизнью должны являть жизнь иную. Если же мы смешиваемся с толпой, если мы живем как все, то мы не христиане. Наша жизнь должна быть принципиально иной. Именно это значит исповедание себя перед людьми. А тогда и Господь исповедает нас перед Отцом Своим Небесным. Он скажет: эти люди жили не по стихиям этого мира, а так, как Я их научил. То есть Господь будет Сам за нас ходатайствовать.
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Какие странные слова. Мать, отец, дитя — это те, кого мы любим бесконечно, даже часто излишне, а Господь требует, чтобы мы Его любили больше. И если мы это пожелание Спасителя не исполняем, то мы не достигнем богоугодной жизни. А как его исполнить? Если человек любит Бога — значит, он захочет свое дитя посвятить Богу. Это естественно, потому что все самое дорогое человек должен посвящать Богу. Поэтому воспитание детей должно заключаться в том, чтобы дитя, данное от Бога, мы посвятили Богу — ведь не мы же сами производим на свет дитя, мы даже не знаем, кто будет, мальчик или девочка, здоровый или больной, это Господь нам дает в дар. И если общение наше с детьми не направлено на воспитание их в православной вере, в молитве, в заповедях Божиих и в благодати, то значит, мы не любим Бога, значит, мы привязаны к земному, к телесному проявлению наших детей больше, чем к духовному. И это очень заметно: если у ребеночка насморк, в семье паника; если ребенок год не причащался, родители спокойны; «Спокойной ночи, малыши» по телевизору смотрят ежедневно, а «Отче наш» никто из детей не знает. Следовательно, какое отношение к детям? Лишь бы ребенок не мешал, лишь бы он был чем-нибудь занят, лишь бы он был сыт, лишь бы его тело было здорово. Ну ещё очень важно чтобы образование хорошее получил, но опять таки для нас, чтобы нам не стыдно за него было и чтобы в старости нас содержал. А о душе дитяти никто не беспокоится, как, собственно, и о своей душе.
И такая любовь к ребенку на самом деле не любовь, это есть ненависть, потому что, когда ребенок вырастает, страсти в нем уже кипят, он становится часто неуправляемым и что с ним делать — неизвестно. Поэтому нужно душу класть для того, чтобы воспитать детей христианами в нашей враждебной Богу обстановке, с которой ребенок сталкивается и на улице, и в детском саду, и в школе, и везде — все только его сворачивает на воровство, на мат, на блуд и на всякие страшные вещи. И родители должны сейчас в десять раз больше тратить усилий на воспитание, чем сто лет назад. Вот если человек это делает, это и есть любовь к Богу, а если этого по какой-то причине не наблюдается, значит, речи ни о какой святости, ни о какой вечной жизни идти уже не может.
«Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Современный человек вместо того, чтобы принять тот крест, какой ему дал Господь, все время находится в нытье, он всем недоволен: это у него болит, это у него плохо, тут у него все разваливается, здесь у него не получается. От чего мы страдаем? Мы страдаем от греха всего человечества, даже от того греха, который совершается где-то в Китае или в Африке, потому что все человечество — это единый род. А еще мы страдаем от того, что унаследовали грехи, которые нам передали родители: если наши папа с мамой, дедушка с бабушкой грешили, то это отражается и на нас — точно так же, как, если рубить корень яблони, это отражается и на яблоках. Но и сами мы в эту жизнь сколько принесли зла! Поэтому не удивительно, что у нас что-то болит. И если уж человек опомнился, остановился в своем бесконечном падении, встань на коленочки, возопий к Богу: Господи, наказывай меня как угодно, только прости! Вот мы как должны жить, вот с таким сознанием, а мы все время требуем себе какого-то облегчения. Но мы ведь сами это зло, которое окружает нас, из бездны вызвали. Та жизнь, которую мы имеем в данную секунду,- это то, что мы заслужили и что сами себе создали. Поэтому нам нужно обязательно перед Богом смириться. Тот крест, который Господь нам дал, надо нести безропотно, причем не куда попало, а вслед за Христом. Какую дорогу Господь нам указал, только той дорогой и надо идти, хотя это и трудно, неся крест. Но Господь первым крест пронес именно для того, чтобы нам этот путь указать.
И вот, когда Господь все это Своим ученикам рассказал, апостол Петр, который был самый старший, самый горячий, ревностный и часто от имени всех апостолов говорил, обратился к Нему: мы оставили все и последовали за Тобой, что будет нам? Действительно, они оставили все. Петр оставил и дом, и жену, и сети — работу свою. Не беспокоился, прервется ли у него трудовой стаж, будет ли у него пенсия,- ни о чем не заботился. Ему сказал Господь: следуй за Мной,- и он все бросил и пошел.
И вот Господь отвечает, что всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Его, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Почему Он это присовокупил? Потому что все, что Он перечислил, считается у людей благом: хорошая семья, имения, богатство, должность и так далее, все, в чем человек преуспевает — как говорят, умеет жить. Но человек, который жить умеет, обычно оказывается там, в той жизни, самым последним, и не потому, что он обязательно плохой. Нет, просто, как правило, для того, чтобы жить в полном достатке, приходится все силы свои тратить на это, и для духовной жизни сил уже не остаётся.
Все человечество делится на две части: одни хотят преуспеть в этой жизни, а другие — в жизни духовной. И надо нам этот выбор сделать, в чем же мы хотим преуспеть, потому что и там, и там преуспеть невозможно. Нельзя усидеть на двух стульях, нельзя служить сразу двум господам. Об этом и в Писании сказано. Поэтому если мы выбрали путь духовной жизни, путь святости, по которому прошли все святые угодники, то мы должны стараться все силы нашей души тратить на духовное. А материальное? Материальное, по слову Господа нашего Иисуса Христа, приложится нам, если будем искать прежде Царствия Божия и правды его. Аминь.
Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/dimitrs7/Main.htm