Будем им благодарны

В 2012 году отмечается 200-летие избавления Церкви и Державы Российской от нашествия французов 1812 году. Много важных событий было в Отечественной войне 1812 года. Среди них — знаменательное посещение императором Александром I Москвы перед нашествием на неё Наполеона.

12 июня французская армия Наполеона, превосходящая русскую численностью в три раза, переправилась через реку Неман. Это было начало 1-ой Отечественной войны.
Русская армия отступала с боями во главе с главнокомандующим Барклай-де-Толли.
4 июля в письме графу Салтыкову император Александр сообщил о состоянии дел: «До сих пор, благодаря Всевышнему, все наши армии в совершенной целости, но тем мудрёнее и деликатнее становятся все наши шаги. Одно фальшивое движение может испортить всё дело противу неприятеля…»
Вскоре было решено, что император Александр оставит армию и поедет через Смоленск в Москву.

Призыв императора
Москвичи с нетерпением ожидали государя, надеясь достоверно узнать о грозящей Отечеству опасности. И вот 12 июля произошла удивительная встреча императора у стен Кремля с народом и в самом Кремле ? с дворянством и купечеством.
Император обратился к собравшимся с манифестом о необходимости защиты Отечества. «Спасение веры, престола, царства того требует», — так говорилось в воззвании. Москвичи единодушно ответили на призыв своего государя: «Веди нас, отец наш, умрём или победим».

Сплочение народа
Сразу же началась организация ополчения и приём пожертвований. Первым сделал пожертвование городской голова А.А. Куманин в сумме 50 тыс. рублей — ровно половины своего состояния. «Мне дал их Бог, а я отдал их Отечеству», — промолвил он, осеняя себя крестом.
Император Александр был доволен результатами своего пребывания в столице. Графу Салтыкову он писал об этом: «Приезд мой в Москву имел настоящую пользу. В Смоленске дворянство мне предложило на вооружение 20 тысяч человек, в Москве одна сия губерния даёт мне до 80 тысяч, кроме поступающих охотою из мещан и разночинцев. Денег дворяне жертвуют до трёх миллионов, купечество же с лишком до десяти. Одним словом нельзя не быть тронутым до слёз, видя дух, оживляющий всех, и усердие и готовность каждого содействовать общей пользе».


 Император пробыл в Москве восемь дней. После его отъезда закипела работа по сбору пожертвований и ополчения. Как известно, по всей России было выставлено более 300 тысяч ополченцев.
Государь император передал «московской военной силе» подаренную ему Московским митрополитом Платоном икону преподобного Сергия, «древнего ревнителя о благе нашего Отечества».
Посещение Императором Александром Москвы перед нашествием на неё Наполеона имело огромное историческое значение. Оно всколыхнуло столицу сверху донизу. Русский народ стал сплачиваться для одной цели — победы над захватчиками.

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны!
Пойдём, сомкнёмся в ратном строе,
Пойдём — и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падём в родных полях!

Ф. Глинка. «Военная песнь, написанная во время
приближения неприятеля к Смоленской губернии»

Примеру Москвы последовал весь русский народ, сумевший поднять партизанскую войну.
Наполеон жестоко ошибся. Он неверно оценил характер императора Александра I и дух русского народа. Ещё переходя Неман, он уверенно заявил: «Через два месяца император Александр запросит мира… я мир подпишу в Москве». Но всё вышло иначе…
Вот так наши соотечественники были преданы своей Отчизне, своему царю, а главное — крепки в вере Православной.
Будем им благодарны…

Елена Добронравова (по книге «Москва в 1812 году»)

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №10 (162)