7 июля — день рождения выдающегося лётчика-испытателя Сергея Мельникова (1959 – 2010).
Авиационный стаж Сергея Мельникова исчисляется более чем 30 годами и 40 типами самолётов. Мельников считается корифеем палубной авиации России. Именно он первым сделал 100 и 200 посадок на авианосец. Именно он обучил многих палубных лётчиков: опыт, накопленный им в результате многочисленных испытаний, в дальнейшем позволил ему разработать методику обучения лётчиков истребительного полка технике посадки на палубу авианосца.
Жизнь будущего выдающегося лётчика-испытателя Сергея Мельникова с самого детства была так или иначе связана с авиацией. Его семья проживала в городе авиаторов – Жуковском. Отец, Николай Степанович – преподаватель МАИ, доктор технических наук, профессор, работал заместителем начальника лётно-исследовательского института (ЛИИ). Мать, Валентина Ивановна, была ведущим инженером по лётным испытаниям и преподавала в школе лётчиков-испытателей (ШЛИ). Лётчики были постоянными гостями в семье.
Когда настал момент выбора профессии и места учёбы, Сергей, страстно любивший небо, море и самолёты, взял список всех лётных училищ в военкомате, взглянул на карту Советского Союза и выяснил, что единственное лётное училище на берегу моря – Ейское.
Подкрепив своё решение бодрым советом друга семьи, известного лётчика-испытателя Олега Кононенко, он сделал свой выбор, определивший всю его дальнейшую судьбу. И действительно, корабельная авиация станет основной темой в профессиональной деятельности Мельникова.
Начиная с лета 1992 г., Мельников подготовил на Су-25УТГ большую группу лётчиков ВМС для базирования на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Со своей задачей он справился блестяще, за что 7 марта 1995 года был удостоен звания Героя России с вручением медали «Золотая Звезда».
Здесь стоит сказать, что посадка на качающуюся палубу, имеющую ограниченную длину, кардинально отличается от привычного приземления. Отличается не только особенностями пилотирования, но и огромной психологической нагрузкой – слишком уж мала площадка.
Поэтому неудивительно, что медицинская служба, которая обвешивала испытателей датчиками, после полёта констатировала у них почти предынфарктное состояние. И действительно, если обычный «сухопутный» летчик непосредственно перед касанием выравнивает самолёт и мягко касается бетонки – причём промах в несколько десятков метров не является критичным – то в морской авиации всё обстоит иначе.
Здесь пилот заходит на посадку по более крутой траектории и в последний момент, без всякого выравнивания, по сути бросает машину на палубу точно в заданном месте. И всё это для того, чтобы зацепиться закреплённым в хвостовой части самолёта крюком-гаком за натянутый поперёк трос аэрофинишёра.
В случае незацепа нужно успеть среагировать, дать «по газам» и взлететь раньше, чем закончится палуба… Или же, при неудачном стечении обстоятельств, успеть в доли секунды воспользоваться катапультой…
Сергей Мельников, будучи безусловным профессионалом, истинным патриотом, имеющим способность непредвзято и объективно оценивать реальность положения дел в области своей профессиональной деятельности, всегда стремился к самосовершенствованию. При всей опасности, рискованности и азартности профессии лётчика Сергей Мельников никогда не переходил границу разумного, ответственно относясь к своей жизни, жизни окружающих людей и сохранности вверенной ему техники.
Как одному из лучших пилотов России Сергею Мельникову поручалось первым подниматься в воздух на самолёте Су-33 на боевое дежурство в открытом океане для выполнения автономных полётов на предельные расстояния от авианосца в условиях радиомолчания, независимо от метеоусловий. Отсутствие запасных аэродромов предполагало катапультирование лётчика при возникновении серьёзных аварийных отказов техники.
Однажды в экстремальных условиях Сергей сумел избежать покидания самолёта и сохранил дорогостоящий истребитель, осуществив уникальную посадку на палубу авианесущего крейсера в открытом океане в тёмное время суток.
Особое мужество и отвагу проявил он во время подготовки к боевому походу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», буквально ставшего для него родным домом. При отработке складывания крыла в режиме предельных ветровых нагрузок на палубе авианосца был повреждён левый крыльевой топливный бак самолёта Су-33, что требовало ремонта исключительно в заводских условиях. И тогда впервые в мировой практике палубной авиации Сергей Мельников осуществил с палубы стоящего у причала крейсера взлёт на самолёте с вытекающим из крыла топливом.
В результате проведённой беспрецедентной операции самолёт в аварийном состоянии, в сложных метеоусловиях, практически при отсутствии видимости был перебазирован из бухты Ведяево на аэродром города Североморска, а после устранения течи – в город Жуковский для ремонта.
И подобных ситуаций в жизни нашего героя было предостаточно.
Всегда оптимистично, мудро и романтично Сергей оценивал жизнь, говоря: «Вот самолёт может остановиться в небе, но ненадолго – после чего он начинает падать. Так же нельзя надолго останавливаться в жизни, нужно двигаться вперёд! Возможности для этого есть рядом с каждым – нужно только их увидеть!…»
7 сентября 2010 года страна простилась с выдающимся лётчиком современности – Сергеем Мельниковым… Он умер после продолжительной болезни, сопротивляясь ей и не унывая…
Одинокая белая птица высоко кружила над могилой Сергея, покорившего безграничное пространство неба при жизни и оставшегося в нём навсегда после смерти.
Надежда Бычкова, сотрудник музея авиации Пантелеимоновского храма
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, № 9 (187).