Внутренняя дисциплина

Продолжая знакомить читателей с жизнью русской деревни (книга Марины Михайловны Громыко “Мир русской деревни”), мы расскажем о том, что значил для крестьян пост.

Сроки постов были известны в деревне всем от мала до велика. Их строгому соблюдению крестьяне придавали большое значение. Хотя в некоторых сообщениях о жизни в деревнях указывается, что в “последнее время” (то есть в конце XIX века) к нарушению постов стали относиться снисходительнее.

Наиболее строгое отношение наблюдалось к Великому и Успенскому постам, а также к постничанью по средам и пятницам (некоторые в эти дни ели только один раз в день хлеб с водой “и не вдоволь”). В дни Великого и Успенского поста старались не есть первую еду рано, в особенности по средам и пятницам.
Беременные спрашивали у священника разрешения на нарушение поста – и он всегда его давал. Детей малых кормили, когда запросят. Но с трёх лет во время Великого поста молока не давали. В эти дни считалось грехом не только пить, но и продавать молоко. Мужики Великим и Успенским постом не пили водку. Некоторые же не пили в пост и чай.
Во время постов не пели песен и даже детям запрещали петь. Воздерживались от брани и ссор между собою: “Нонча не такие дни, чтобы ругаться…”
Вся эта система представлений и норм поведения, связанных с постами, имела большое значение для развития внутренней, нравственной дисциплины, для совершенствования силы воли, умения ограничить себя, не нарушить запрет.
Дети с малых лет приучались понимать, что не всё, что хочется, дозволено. Воспитывалось понятие о превосходстве духовного начала в человеке над телесным. В пример детям и взрослым ставились те крестьяне, которые постились особенно строго.
Считалось, что человек тем и отличается от животного, что “сила духа в нём позволяет одолеть хотение”.

Подготовила Виктория Павлова


Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест №9 (161)