Как к земным сражениям воины начинают готовиться заблаговременно, так и святые отцы перед особым подвигом духовной брани, перед Великим постом, установили подготовительные дни.
Вот почему подготовку к Великому посту Святая Церковь начинает заранее, за три седмицы (недели).
21 февраля – Неделя о мытаре и фарисее
Первый из воскресных дней, с которого начинается Постная Триодь (богослужебная книга, в которой содержатся службы Великого поста), называется Неделей о мытаре и фарисее.
В этот день на литургии читается Евангельская притча о мытаре и фарисее, ибо основание всех подвигов есть смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. Гордость же, мнение о своей праведности с осуждением ближних, является главным препятствием нашему покаянию и спасению. Именно поэтому с этой притчи начинается подготовка к Великому посту.
28 февраля – Неделя о блудном сыне
Следующее воскресенье периода подготовки к великопостным дням называется Неделей о блудном сыне.
Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая читается в этот день на Божественной литургии.
Эта притча говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его отеческой любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадём ко Христу.
Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Святая Церковь установила уже в приготовительные недели петь на утрени перед каноном умилительные тропари: «Покаяния отверзи ми двери», «На спасение стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В службах этих дней собрано то, что должно расположить человека к покаянию, воздержанию и духовному подвигу.
Часто, к сожалению, мы не уделяем должного внимания подготовительному периоду к Великому посту, воспринимая это глубокое в богослужебном плане время как последнее (накануне воздержания) право на расслабление. И как результат: поверхностно проведённый пост, Страстная – в суете, душевно-эмоциональная (не более!) – Пасха. Между тем как ребёнка начинают воспитывать задолго до рождения, так и плод поста взращивается задолго до Прощёного воскресенья.
Анастасия Мухина
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №2 (206)