В преддверии Великого поста

Постное время светло начнём…

Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Каждая неделя Великого поста и каждый день поста посвящены  определённому событию или святому и имеют свой духовный смысл, свою духовную направленность.

Святая Церковь задолго – за целых три недели — начинает готовить верующих к Великому посту как к спасительному времени духовного очищения и освящения. Однако это очищение и освящение возможны только при определённых условиях и продолжительном, тяжком и упорном подвиге, к которому необходимо постоянно понуждать себя.

Хотя решимость на такой подвиг и постоянство в нём и зависит от нас, но более всё же зависит от милосердия Божия, Его вседействующей благодати. Вот почему много и с усердием должно молиться, чтобы Господь отверз нам двери покаяния, сокрушил окаменение сердца нашего и возбудил скорбь о грехах, без которой не может быть истинного покаяния.

Заботясь о своих чадах, Святая Церковь в приготовительных к Великому посту службах передаёт всё то, что может расположить верующих к правильному посту и искреннему покаянию.

Неделя о мытаре и фарисее.

Боже! Будь милостив ко мне грешнику!
Лк.18, 13

Подготовительная неделя перед Великим постом – «Неделя о мытаре и фарисее» – первая из трёх, в течение которых христиане начинают духовно готовиться к посту. Именно накануне начала этой Недели — 8 февраля, в субботу, на вечернем богослужении – впервые начинают звучать великопостные песнопения.

На богослужениях этой седмицы вспоминается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14), когда мытарь – смиренный сборщик податей – был оправдан больше, чем фарисей – гордый законник.

Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых Великий пост будет бесплоден.

«Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Ибо вот фарисей, кажется, и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом», – наставляет святитель Феофан Затворник. Фарисей лишился прощения превозношением, сколько же тогда мытарю нужно смиряться, чтобы покрыть свои недостатки?!

Взгляните, все святые Церкви осуждали себя и каялись перед Господом! А ведь окружающие почитали их чистыми и безгрешными перед Богом! Думаете, здесь была неискренность? Конечно же, нет! Это был искренний вопль души к Богу! Уж если святые угодники нашли в чём каяться, то неужели не в чем каяться нам?!

Неделя о блудном сыне.

Это вторая подготовительная к Великому посту Неделя, на богослужениях которой Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11 – 32).

Эта притча изображает состояние человека, удалившегося от Бога, и, вместе с тем, представляет образ покаяния погрязшего в грехах человека и безмерное милосердие Божие.

Притча о блудном сыне с особенной ясностью показывает, до какой ужасной степени может преобладать над человеком похоть, как она может возобладать над высшими стремлениями человеческой души и в какую бездну греха может впасть человек, словно блудный сын, отдавшийся на волю необузданной страсти.

Однако Господь не оставляет грешника и тогда, когда он блуждает во грехе. И вот когда человек, как тот блудный сын из притчи, вдруг пробуждается от духовного усыпления и с ужасом начинает осознавать, до какого низменного и мерзкого состояния довели его необузданные страсти и порочный образ жизни, то приходит к пониманию, что только Бог в силах восстановить его и обратить к новой жизни.

Если притчей о мытаре и фарисее Святая Церковь показывает нам, как должно приносить истинное покаяние, то притчей о блудном сыне, она раскрывает всю силу покаяния: при условии истинного смирения и искреннего раскаяния для милосердия Божия возможно прощение от Бога самых тяжких грехов. И потому каждый из нас, в пору приближения дней Великого поста – времени покаяния и усиленных молитв – не должен отчаиваться в благодатной помощи Божией и помиловании.

Неделя о Страшном Суде.

В эту последнюю пред наступлением великопостных дней Неделю Святая Церковь предлагает нам вспомнить Евангельское чтение будущего всеобщего Страшного Суда живых и мертвых (Мф. 25, 31-46).

Напоминанием о последнем неподкупном и Страшном Суде Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным как на средство помилования от осуждения за грехи на Страшном Суде.

Песнопения и чтения этих дней внушают верующим, что никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в Неделю о блудном сыне. Кроме того, покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворением ближним. Ибо Господь произнесёт Свой Суд преимущественно по делам милосердия, и притом возможных для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого.

Из нас никто не скажет, что не мог напитать алчущего, напоить жаждущего, посетить больного и узника. Но, творя телесные дела милости, следует заботиться особенно о духовных делах милости, которые приносят ближним душевное утешение и духовную пользу.

Воспоминание Адамова изгнания из Рая. Прощёное воскресенье.  Начало Великого поста.

В эту Неделю Святая Церковь приводит нам на память утрату нашими прародителями райского блаженства. Этот пример показывает нам всю тяжесть греха и его пагубные последствия и научает убегать невоздержания, как начала и источника грехов.

В евангельском и апостольском чтениях Святая Церковь предлагает последние свои наставления касательно подвига поста. Пост должен начаться прощением людям их согрешений и отвержением дел тьмы, состоять в нелицемерном исполнении правил прощения и неосужденном отношении к ближним.

Примирение со всеми, отпущение и прощение всем согрешений пред нами есть первое, главное и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Без этого примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды между собою нельзя приступать ко Господу, нельзя и начинать святые поприща поста и покаяния.

Отсюда произошёл обычай православных христиан испрашивать прощение друг у друга, равно как ходить на могилы умерших для той же цели, почему самый день и называется в просторечии прощёным и прощальным.

Святой Иоанн Златоуст учит: «Прощать другим мы должны не на словах только, но от чистого сердца, дабы своим памятозлобием не обратить меча против себя. Оскорбивший нас не причинит нам зла столько, сколько мы сами причиним себе, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога. Если мы возлюбим обидевшего нас, то зло обратится на главу его самого, и он жестоко постраждет; а если будем негодовать, то сами постраждем, и притом от самих себя».

Елена Добронравова
Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №2(18