Святейший Патриарх Кирилл. ГОЛОС СОВЕСТИ

По книге Святейшего Патриарха Кирилла «Тайна Исповеди»

Время поста – это особое время для православного человека. Оно предназначено для того, чтобы человек, живущий в современном сложном мире повседневных дел, забот и обязанностей, мог хотя бы на время приостановить свой жизненный бег, посмотреть на то, что с ним происходит, каково внутреннее состояние его души…

Спасительное время Великого поста для того и даётся нам, чтобы мы постарались изменить свою жизнь к лучшему, боролись со своими недостатками, употребляя такие духовные средства, как пост, молитва, покаяние и доброделание.

Пороки, которые разрушают человеческую личность и омрачают человеческие отношения, являются проявлением греха. Грех же есть отказ от Бога, от определённого Им правила жизни, отказ от исполнения Его воли. 

Каждый человек, который стремится избавиться от пороков, должен преодолеть грех, то есть совершить обратное тому, что сделали первые люди в раю. Для этого нужно поверить в Господа и взять на себя обязательство исполнять Его волю. Без веры и послушания Богу нет спасения. И совершенно не случайно, что именно вера и послушание стали условием и основой того завета, или союза, который Бог заключил с Авраамом. 

Почему Авраам именуется отцом всех верующих? Потому что тот, кто вслед за Авраамом вступает в этот завет с Богом, кто принимает на себя обязательство хранить веру и слушаться Бога, тот и именуется верующим. 

Собственно, весь мир и делится на людей, которые принимают Бога, и людей, которые Его не принимают; тех, которые готовы слушать Бога и исполнять Его волю, и тех, для которых воли Божией не существует. Но для того, чтобы исполнять Божию волю, нужно слышать Божий голос, подобно тому, как слышали этот голос древние пророки, как слышали его святые мужи и жены.

Как же нам услышать этот голос, каким образом он может прозвучать для нас? Господь позаботился о том, чтобы каждый мог слышать Его голос и воспринимать Его волю вне зависимости от образования или начитанности, в том числе и в священных книгах, – вообще вне зависимости от любых человеческих достоинств или недостатков. Сам Господь вложил Свой голос в наше сердце: голос совести – это и есть голос Божий в нашей душе. 

Вот почему нужно внимательно прислушиваться к своей совести, никогда не пытаясь выгораживать себя, если она нас в чём-то уличает. А мы с лёгкостью находим оправдание своим плохим поступкам, не любим слушать укоряющий нас голос совести, многое делаем для того, чтобы он звучал совсем слабо или вообще не звучал, разрушая тем самым собственную нравственную природу. Но для того, чтобы даже заглушившие этот Божественный голос в своей душе люди имели надежду на спасение, Бог передаёт Свое слово, Свою волю через Божественное Откровение, которое запечатлено в Священном Писании.

Церковь дарует нам и ещё нечто значительное, что помогает откликаться на Божие Слово, – в ней мы получаем реальную Божественную помощь. Слабые и грешные люди здесь имеют возможность опираться на благодатную силу церковных Таинств, через которые каждому из нас сообщается частица Божественной жизни, даётся великая благодатная сила, помогающая и слышать Слово Божие, и исполнять его.

У членов Церкви есть всё для спасения. Остаётся лишь одно – преодолеть свою собственную слабость, воспитать ум, волю и чувства. Каждый знает, что это непросто. Но без такого воспитания достичь спасения невозможно, ибо Бог не спасает нас вопреки нашей воле.

Для того и даются дни Святой Четыредесятницы, Великого поста, чтобы, размышляя о Царстве Божием, которое Бог во Христе открыл нам, размышляя о спасении, наследниками которого каждый из нас может стать, мы пытались, опираясь на помощь Божию, превозмогать своими немощными силами тяготение греха, восстанавливая ту связь с Богом, через которую только и можем обрести спасение.

Да поможет Господь каждому из нас достойно пройти поприще Великого и спасительного поста!

Подготовила Елена Добронравова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №2 (193)