Предивный молитвенник. Воспитатель душ

8 июня — день прославления в лике святых праведного Иоанна Кронштадтского (день памяти – 14 июня).

Батюшка Иоанн ещё при жизни прославился неиссякаемой любовью, милостью к пастве и обильными чудотворениями, которые случались повсеместно, иногда на больших расстояниях, по одной только молитве святого. 

Причиной исполнения многочисленных людских прошений, поступавших к нему со всей России, и несения неподъёмных трудов священника батюшка Иоанн кротко называл молитву: «Сколько раз я ни молился с верою, Бог всегда слушал меня и исполнял молитвы мои».

В своей душеполезной, исполненной искренности и живой веры книге «Моя жизнь во Христе» святой праведный Иоанн Кронштадтский оставил действенные советы о том, как преуспеть в молитве. Вот некоторые из них:

«Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, – для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введёт в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла. Надобно только хранить сердце своё.

Слова молитвы следует произносить с твёрдостью сердечной. Молясь вечером, нужно не забыть высказать со всей искренностью и сокрушением сердца те грехи, в которые впали за прошедший день. Несколько мгновений тёплого покаяния – и человек уже очищен Духом Святым от всякой скверны.

Наши желания в молитве должны высказываться с живым упованием на милость Божию.

Нужно твёрдо помнить, пред Кем стоишь, с Кем беседуешь. Лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твоё хладно и молится неохотно, – следует остановиться, согреть своё сердце каким-нибудь живым представлением, – например, своего окаянства, своей духовной бедности, нищеты и слепоты, или представлением великих, ежеминутных благодеяний Божиих к тебе и к роду человеческому.

Молиться следует не торопясь, с тёплым чувством. Если нет возможности прочитать всех молитв, беды нет; пользы от тёплой и неспешной молитвы несравненно больше, чем от всех, но прочитанных спешно, без сочувствия.

Нужно не жалеть своего сердца для молитвы, нужно достать его из-под привязанностей и страстей, поднять к Богу, освятить светлым разумом. В молитве бей прямо в грешное сердце, в его особенные недостатки; пролей о них слёзы: со слезами выйдут.

Чтобы не раболепствовать ежедневно страстям и диаволу, надо задать себе цель, постоянно иметь её в виду и стремиться к ней, побеждая именем Господним все препятствия.

Какая же это цель? Небесное Царство, божественный чертог славы, уготованный верующим от сложения мира. Но как цель достигается известными средствами, то необходимо иметь в своём распоряжении и эти средства. 

Какие же это средства? Вера, надежда и любовь, особенно же любовь. Веруй, надейся, люби, особенно люби, несмотря ни на какие препятствия, Бога больше всего, а всякого ближнего, как себя.  Нет сил у тебя сохранить в сердце эти бесценные сокровища, припадай чаще к Богу любви, проси, ищи, толцы: приимешь, обретешь, отверзется, – верен Обещавший. 

Ходя, сидя, лёжа, собеседуя, занимаясь, во всякое время, молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил ещё как следует, с жаром и постоянством, не имел твёрдого намерения стяжать их. Отселе скажи: се начах».

Ободрённые напутствием батюшки Иоанна, будем усердно и с радостью молиться Богу о прощении наших грехов и укреплении в вере и любви.

Юлия Крылова


Самоотверженное пастырское служение отца Иоанна Кронштадтского включало разнообразные направления деятельности – благотворительное, проповедническое, литературное и педагогическое. Педагогической работе, которой он занимался в течение 32 лет, он отдавался всецело, как и всему тому, что делал.

Секрет его блестящей педагогической деятельности заключался в неразрывной связи теории (Священного Писания и Предания) и практики (духовной жизни в лоне Церкви).

Главным качеством учителя, по мнению отца Иоанна, должна быть любовь к детям. Сама его жизнь была тому примером.

Отец Иоанн считал школу преддверием Церкви, а заботу о школе – важнейшим делом Святой Церкви. У отца Иоанна не было неспособных, его беседы запоминались навсегда и почти одинаково – сильными и слабыми.

Всё внимание отца Иоанна было направлено не столько на то, чтобы заставить запомнить, сколько на то, чтобы пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами, какими была полна его душа.

Ученики искренне уважали и любили его, а потому старались прилежно заниматься. Огорчить его невыученным уроком было стыдно.

Отец Иоанн никогда не прибегал ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжёлой обязанностью и трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся.

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, кандидата к исключению из гимназии, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребёнка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырастал полезный член общества. Особенное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.

Ученики отца Иоанна учились у него и вне уроков. Они любили его службу. Многие из них, идя утром в гимназию, заходили в собор, где батюшка после утрени молился за тех, кто к нему приезжал за советом или помощью, и бывали свидетелями того, как молитва их учителя не только духовно поднимала этих людей, но и врачевала их физические страдания. Так созидалось нелёгкое дело духовного просвещения человеческой личности.

Отец Иоанн отмечал огромную воспитательную и педагогическую роль труда. Его стараниями в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия» и при нём два начальных училища, лечебница, приют для бездомных, различные мастерские.

Отец Иоанн заявлял не раз, что задача каждого преподавателя состоит в том, чтобы дать ученикам прочный фундамент знаний, на котором они сами могут впоследствии строить здание разумного миропонимания. Важно не количество информации, а прочность усвоенных знаний. Прочность эта, на его взгляд, обеспечивается соединением знания с живой человеческой душой. «Не сором ли оказалось всё, что было преподано искусственно, безжизненно?» – задавал он вполне обоснованный вопрос.

О необходимости нравственного воспитания отец Иоанн писал: «Можно и весьма много знать, как говорится, проглотить науку, быть весьма учёным человеком и в то же время, увы, быть негодным человеком и вредным членом общества».

О важности воспитания в детях любви к Евангелию можно судить из беседы батюшки Иоанна с игуменией Таисией: «Знаешь ли, что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и ещё в детстве согрело моё сердце любовью к Нему? Это Святое Евангелие… Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем…».

Слова, сказанные Иоанном Кронштадтским более ста лет назад, остаются актуальными для нашего времени: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нём чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направления всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

Елена Добронравова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №7 (198)