Отец русской педагогики

2 марта – день рождения русского писателя и педагога К.Д. Ушинского (1824-1870).

В истории культуры есть имена, которые олицетворяют собой целые отрасли человеческого знания. Имена людей, по отношению к которым понятие «прошлое» не применимо. Русская культура богата такими именами. И в их числе почётное место занимает Константин Дмитриевич Ушинский – первый национальный педагог, создатель национальной школы и основоположник научной педагогики в России.

Мечту своей ранней юности – принести как можно больше пользы Отечеству – Ушинский осуществил блестяще.

У каждой науки есть исток. И для русской педагогики таким истоком стало творчество К.Д. Ушинского.

До Ушинского Россия, по существу, не знала какой-либо стройной научной педагогической теории, страна жила преимущественно зарубежными заимствованиями и лишь изредка излучала проблески собственной педагогической мысли. После Ушинского она равноправно вошла в число стран с развитой педагогикой.

Ушинский создал классические педагогические труды и непревзойдённые учебные книги, явился первым русским педагогом-теоретиком и педагогом-публицистом.

До Ушинского множество людей в России занимались практической педагогической деятельностью, не имея отчётливого представления о её научных основах. Ушинский раскрыл эти основы, заложил прочный научный фундамент русской педагогики, сделав её наукой.

До Ушинского в галерее имён русских учёных, являвших собой национальную гордость, не было ни одного имени профессионального педагога (как не было, собственно, и педагогов-профессионалов). После него русская педагогика обрела блестящую плеяду выдающихся деятелей.

Наконец, до Ушинского педагогическое дело в России было только «казённой службой» и отчасти предметом любительских занятий. Ушинский впервые сделал образование и педагогическую деятельность гражданским поприщем, заявив об ответственности педагогики перед обществом и об ответственности общества за дело образования. В этом кардинальном изменении социальной значимости русского образования – непреходящее значение Ушинского.

Неоценимо значение Ушинского и в деле развития национальной школы. Он отмечал, что наши школы по большей части не выросли органически из истории народа, в то время как важнейшим условием успешности развития отечественной школы является знание потребностей русской жизни. В своих работах Ушинский наметил широкую программу реформ в сфере образования, не оставив без внимания ни одно из звеньев школьной системы.

Основой педагогической системы К.Д. Ушинского стали принципы народности, научности и православия. Анализируя европейские системы образования, он пришёл к выводу, что система обучения и воспитания должна отражать ценности, традиции, нормы, идеалы национальной культуры. Истинно народное воспитание для русского народа, по мнению К.Д. Ушинского, – это христианское воспитание.

Ушинский не сводил реализацию принципа христианства только к преподаванию Закона Божьего в школах, хотя и рассматривал этот предмет как одно из средств духовно-нравственного воспитания. Он развивал мысль о воспитывающем характере любого обучения!

«Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди», – эти слова Ушинского особенно актуальны в наши дни. Вот как велика роль православного воспитания и православной педагогики вообще! У неё нет альтернативы…

Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №3(181)