От улыбки хмурый день светлей!

Известно, что верующие люди улыбаются гораздо чаще неверующих. Если человеческая душа радуется – непроизвольно на лице появляется ласковая, спокойная, умиротворённая улыбка. А кому же в этом мире радоваться, как не христианам!

Ещё с апостольских времён известно: «молитва печального человека не имеет силы восходить к престолу Божию» (Ерм. Пастырь. Заповедь 5, 10). «Нельзя верить, стиснув зубы: это очень ненадёжно и это оскорбление Господу… Великий подвиг сейчас – сохранить веру, и не угрюмую, точно загнанную в какой-то подвижнический тупик, а веру-любовь, любящую веру, веру, веселящуюся о своём Христе» (С.И. Фудель). Ибо наш Бог – это Бог любви и радости!

Что мы черпаем из нашей веры – скорбь или радость? В церковной традиции есть время скорби и время радости. Наш суточный круг молитв полон покаяния. Но на границе Литургии иссякают покаянные молитвы. Все молитвы Литургии – светлые: «Благослови, душе моя, Господа… Хвали, душе моя, Господа».

Порой люди отстраняют от себя ссылку на прп. Серафима, отстаивая своё право на вековечную печаль: мол, батюшка Серафим и в самом деле каждого приходящего приветствовал: «Радость моя, Христос Воскресе!», – однако перед этим-то он три года на камне простоял… Но этот аргумент означает, что вообще ни у кого из христиан нет права на радость о Христе. Пока, мол, не простоишь три года на камне – не имеешь права на радость!

Но радость-то у нас не о наших чемпионских успехах. От них пользы мало: «закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7: 19). Радость христианина – о Боге, дарующем спасение. И если мы не научились радоваться Евангелию, то никакие посты и кафизмы не подарят нам православящую радость. Улыбаться становится трудно и непривычно…

 «Храм – не место для смеха!» Это верно. Но храм и Церковь – не одно и то же. И за пределами храма – отчего же не улыбнуться… Грусть-тоска совсем не должны считаться видовым отличием православного христианина.

Улыбки могут быть самыми разными – добрыми и невинными, надменными, печальными, саркастическими, злобными, раздражёнными, восторженными… Они в полной мере способны отразить душевное состояние. Если глаза – это зеркало души, то улыбка отражает внутренний мир человека, характер, его отношение к миру и людям.

Не следует улыбаться просто так, без наличия на то повода. Добрая улыбка – всегда искренняя и настоящая и исходит из самого сердца.

Улыбка способна украсить любого человека без исключения. Но очень важно, чтобы в основе улыбки лежала радость жизни и хорошее, доброжелательное отношение к людям и окружающему миру. 

Постоянная вежливая улыбка или, как её ещё называют, «дежурная улыбка», считается проявлением неискренности человека, его скрытности, двуличности, нежелания обнаружить истинные чувства. 

Улыбка должна быть уместной с точки зрения окружающих, соответствовать ситуации. Не принято улыбаться, если рядом есть люди, о которых известно, что у них серьёзные огорчения, кто-то умер или болен, озабочен личными проблемами и т. д.

Обычная улыбка способна дать нам и окружающим нас людям много хорошего. Если вы в плохом настроении или вас обидели и огорчили, воспользуйтесь силой улыбки. Получив от жизни очередной удар, скажите себе: «Всё могло быть гораздо хуже», – и улыбнитесь…

Надежда Кутайцева

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №11 (189)