Вот он перед Вами – чудесный, милый, родной ребёнок. Каждый день он радует. Умиляет. Огорчает. Ставит в тупик… Трогает, озадачивает, вдохновляет!.. И однозначно — с ним нужно что-то делать… как-то заниматься… КАК? ЧЕМ?! Сколько вопросов у родителей, которые нельзя оставить без ответа! Для этого на Пантелеимоновском приходе работает Клуб православных родителей. 1 декабря 2013 года по инициативе Клуба была организована встреча с социальным педагогом, методистом, психологом, мамой троих детей Ириной Львовной Щукиной, специалистом семейного центра «Рождество». Разговор шёл о проблемах детского поведения…
Почему дети ведут себя плохо?
Причины здесь разные. Следует учитывать, например, что дети часто устают, поэтому нужно пересмотреть их режим и избегать его нарушения.
Для нормализации поведения ребёнка очень важно ввести вечерний и утренний ритуалы.
Так, например, для вечернего ритуала младенцев хорошо использовать:
- · приятную музыку;
- массаж и поглаживание, которые способствуют успокоению, расслаблению и лучшему засыпанию;
- колыбельные, убаюкивающие песни.
Важно учитывать также, что купание может перевозбудить ребёнка.
В вечернем ритуале дошкольников следует сначала бережно уложить спать игрушки, собрать вещи на следующий день, повесить одежду, которую ребёнок будет одевать утром… Дошкольникам хорошо почитать книгу, настраивающую на переход ко сну. Нередко дети этого возраста любят читать одну и ту же книгу.
Для детей школьного возраста важно всё привести в порядок (письменный стол, портфель, школьную форму). Очень хорошо, когда имеет место ритуал семейного чтения — родителями детям.
Вечерняя молитва хороша для всех – и для школьников, и для дошкольников. Для многодетных семей очень важно не забыть обойти перед сном всех детей. Особое внимание следует уделить подросткам: возможно, у них есть вопросы, которые они с вами хотели бы обсудить.
Утренний ритуал ребёнка-дошкольника – это ласковое пробуждение со словами: «Просыпайтесь, ручки, просыпайтесь, ножки» и т.п. Если вы торопитесь, не следует говорить малышу, что опаздываете, потому что: во-первых, у ребёнка может сработать обратная реакция – он будет собираться ещё медленнее, а, во-вторых, это будет способствовать выработке у малыша ненужной суетливости и нервозности.
Все вышеперечисленные краткие правила помогают заложить в жизни ребёнка систему, что, в свою очередь, гармонизирует их поведение.
Часто дети ведут себя плохо от перегрузки, от избытка впечатлений и информации. Нам кажется, что то или иное мероприятие, которое мы предлагаем детям, интересно и полезно, а на самом деле оно перегружает его. К примеру, посещение цирка подходит для детей 7 лет и старше, однако в зале мы видим множество детей 2-3 лет. Вот почему необходимо выбирать для малышей более спокойные мероприятия.
Просмотр телевизора для детей до 3-х лет также вреден. И здесь хорошей альтернативой становятся различные аудиозаписи, например, «Лесная сказка», «Радионяня» и др. Сильно вредит развитию ребёнка, его воле раннее общение с компьютерами и планшетами. Есть страны, в которых на законодательном уровне запрещено позволять детям до 5 лет заниматься на планшете (компьютере).
В любом случае при возникновении проблемы, связанной с поведением ребёнка, нужно придерживаться здравого смысла, анализировать и искать ключи для разрешения затруднения, чтобы остановить разрастание проблемы.
Как стимулировать хорошее поведение ребёнка?
Если замечания взрослого не воспринимаются ребёнком, хорошо превратить замечание в похвалу. А для этого – поощрить его маленькие шажочки успехов. Всегда можно найти, за что похвалить. Помогает здесь и жетонная система: каждому ребёнку за хорошее поведение даётся по жетону или успех отмечается в специальном дневнике («Получилось не шуметь 2 минуты», через пять дней — «Молодец! Получилось не шуметь 3 минуты» и т.д.).
Если ребёнок всё делает медленно, родителю следует действовать более гибко и включить свою фантазию, а не «сражаться в лоб». Множество мелких замечаний типа «Опять ты долго ешь», «Давай быстрее» будут способствовать возникновению у ребёнка чувства, что им постоянно недовольны, и он будет ещё более медлительным.
В подобных случаях полезно использовать «помогалки» — различные плакатики-рисунки, которые показывают, что и в какой последовательности нужно делать ребёнку (например, последовательность действий, касающегося утреннего туалета).
В первую очередь надо повышать мотивацию к правильному поведению, а не ругать за плохое. Если ребёнок занимался, а потом начал шалить и произносить плохие слова, лучше не говорить сразу: «Что ты делаешь, так нельзя!», — а отметить: «Ты занимался очень хорошо, вот только в конце ты не утерпел. Но я знаю – в следующий раз у тебя терпения хватит».
Родителю важно помнить, что мудрое, гибкое поведение с ребёнком не есть потакание его прихотям.
Правильная система поощрения и наказания.
Для маленьких детей до 2-х лет используются не наказания, а стоп-сигналы: «стоп», «внимание», «горячо», «грязно», «опасно» и т.п. Слово «нельзя» не следует говорить часто, иначе оно заигрывается, и ребёнок уже на него почти не реагирует. «Нельзя» говорим только в 3-х случаях.
Первый: нельзя делать больно. При этом нужно остановить ручку ребёнка и показать, как нужно пожалеть (например, сестрёнку). При попытке ребёнка повторить неправильное действие, нужно вновь уверенно его останавливать и повторять, что это делать нельзя.
Второй: нельзя портить вещи (ребёнок бросает вещи, портит книгу, разбрасывает пищу). В наказание вещь забирается, если ребёнок бросает хлеб – можно вывести его из-за стола.
Третий: нельзя нарушать правила семьи («Нельзя шуметь – папа работает, старший брат делает уроки» и т.п.).
До двух лет, если малыш делает что-то не так, очень эффективно переключать его внимание на что-либо другое («Смотри, птичка полетела»), чтобы он не превратил своё неправильное действие (например, поставил ножку на стол) в игру, повторяя его снова.
Для детей от 2 до 7 лет «место для раздумий» (угол, кресло, диван) — самое правильное наказание. Время наказания исчисляется возрастом ребёнка: сколько лет — столько минут и находиться в «месте раздумий». Можно дать ребёнку песочные часы на 1-2 минуты. Важно, чтобы ребёнок понял, что плохое поведение наказывается.
Если ребёнок обидел бабушку, дедушку, а сам не идёт просить прощения, то нужно пойти вместе с ним, сказав за него: «Петя так больше не будет». Если ребёнок маленький, то при наказании взрослый должен посидеть с ним в углу вместе 1,5 минуты.
Лишение чего-либо детей-дошкольников, используемое в качестве наказания, не даёт нужного эффекта. В этом случае родители, как правило, сами попадают в кабалу, да и дети плохо запоминают, за что и на сколько их лишили чего-то. Такое наказание эффективно использовать только в школьном возрасте. При этом не следует лишать детей их семейных ритуалов (например, вечернего чтения – его можно уменьшить, но не отменить, так как это традиция).
От безысходности родители нередко прибегают к различным видам физического наказания. Однако следует помнить, что в подавляющем большинстве случаев – это проигрыш, а действует на детей только потому, что вызывает стресс. До 3-х лет этого вообще делать не следует, потому что ребёнок этого возраста склонен к сильнейшему подражанию, а значит — в подражание взрослым будет повторять это сам. Нужно уверенно и последовательно пресекать негативные проявления, показывая границы дозволенного поведения.
После 6-ти лет физические наказания чаще воспринимаются как унижение (хотя есть и отдельные исключительные случаи, когда это может использоваться). Здесь подойдёт спокойное, без гнева и раздражения, предупреждение.
Самое главное – осознавать, что физическое наказание не метод воспитания, а особая экстренная мера. А экстренные случаи бывают в жизни не так часто. Главное – работать на перспективу: стимулировать ребёнка, сосредотачивая его на положительных достижениях. Для этого нужно наблюдать за ребёнком, стараясь его понять. Только так возможно вычислить правильные стимулы.
Активное слушание.
Ребёнка, безусловно, необходимо выслушивать и относиться к нему с пониманием. Например: «Тебе не хочется спать? Как я тебя понимаю».
Очень способствует сплочению семьи идея семейного совета. Для этого хорошо запланировать день, в который соберётся вся семья за столом, за чаем. Поговорить о том, что было хорошего. Немного посвятить ребёнка в свои дела. Чуточку коснуться проблем, какие есть у родителей. Поделиться друг с другом впечатлениями.
Важно заранее готовить детей к предстоящим мероприятиям на следующей неделе (поход к врачу и др.), объяснять, почему это нужно сделать и непременно обращать внимание на пожелания ребёнка.
Елена Добронравова