Христианский пост по изображению постной триоди. Еп. Вениамин (Милов)

Православно-христианское учение о посте, как земном подвиге, обязательном для всех верующих во Христа, по-видимому совершенно понятно без каких-либо дополнительных объяснений. Фактически оно оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Углубление в смысл и задачи поста открывает здесь много новых подробностей, касающихся настроения постящегося, конечных целей и благодатных даров постничества.

Авторитетно-твердое и исчерпывающе-полное истолкование понятия о посте мы находим в православной литургической письменности или в церковно-богослужебных молитвах, песнопениях и канонах.

На основании отрывочных замечаний о посте церковных песнопевцев можно вскрыть подлинную точку зрения Церкви:
1. на существо телесного и
2. душевного поста, –
3. как выражения человеческого смирения, молитвенности и милосердия, – и
4. на значение постничества в процессе спасения.

Литургическое освещение общехристианского подвига поста во всех его сторонах дает преимущественно Постная Триодь. Здесь по дням великопостных богослужений рассыпаны замечания по этому вопросу знаменитых учителей Церкви: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, святых Анатолия Патриарха Константинопольского, Козьмы Епископа Майумского, Андрея Архиепископа Критского и многих других песнопевцев. Их богослужебные наставления, уже полторы тысячи лет, учили и учат христиан истинно поститься.
Кто из православно-верующих с раннего детства не воспринимал в Церкви потрясающего душу назидания упомянутых святых лиц о богоугодном прохождении времени пощения?
Из медоточных речей Постной Триоди извлечем прежде всего понятие о посте телесном.
 


1. ТЕЛЕСНЫЙ ПОСТ

Телесный пост далеко не безразличен в духовной жизни каждого христианина. Беспорядочно и безразборно вкушаемая пища нередко возбуждает страстность [1], огрубляет чувствительность души и мешает молиться. Некогда праотцы человеческого рода Адам и Ева чрез ядение запрещенного Богом плода лишились Божией благодати и были изгнаны из рая.
Ищущие возвращения в светлые райские обители достигают его воздержанием от излишеств в питании и услаждений плоти [2].
На литургическом языке под именем телесного поста разумеется воздержание от мяса, молока, сладких яств, телесного сладострастия, пьянства и других плотских грехов и похотей [3]. Постящийся даже растительную пищу должен употреблять умеренно, чтобы победить телесные страсти и избежать власти демона чревоугодия [4].
Господь, хотящий нашего спасения, заповедал стеснять чрево и оставлять плотские страсти, чтобы все телесные члены сделать орудиями праведности и пресечь плотские блудные взыграния [5].
Для подчинения плоти духу человеку необходимо временами измождать плоть, смирять телесные страсти, бодро и неутомимо противиться им [6]. Лучше перестрадать борения со страстями, чем подчиниться им и после мучиться от рабства плотской похоти, наподобие библейского Самсона, прилепившегося к филистимлянке Далиде [7].
Телесный пост ослабляет телесное похотливое жжение и пламенение и позволяет духу господствовать над страстностью. Ограниченное и легкое питание утончает и смиряет плоть, погашает в ней похоть, выводит человека из состояния раболепства чреву. Постящийся препоясывает чресла целомудрием, как бы распинает члены тела постом и умирает сладострастию. Он чистым является Спасителю, ищущему в людях всецелой чистоты [8].
Радостное принятие постного завещания не допускает услаждать гортань любимыми яствами и винами, обязывает хранить зрение, слух и язык от греха. Постящийся презрением сладостей земной жизни отрывается от греха и получает от Спасителя высшие духовно-благодатные утешения в Его осиянии благодатию. Вместо боготворения чрева и похоти он ненавидит пресыщение и неистовое блудное невоздержание [9]. Постясь, идет за Спасителем и страстоубийством просветляет телесные движения.
Постная пища и утоление жажды водой никого из людей не доводят до безумия. Напротив, невоздержание в пище и употреблении вина делают людей врагами Владычнего Креста. Так, опьянение вином некогда обнажило даже праведного Ноя и Лота ввергнуло в блуждение [10].
Обобщая все сказанное выше, мы приходим к такому определению телесного поста:
Телесный пост есть временный отказ от пищи мясной, молочной и от вина и умеренное принятие растительной пищи, погашающее блудную и чревоугодливую страстность и восстанавливающее способность чувствовать и носить Божию благодатную силу. Душевно-телесность человеческого существа делает двояким и пост и людей. Кроме поста телесного каждый христианин обязан подчиняться еще особому режиму душевного пощения. Об этом скажем в дальнейшем.
 

2. ДУШЕВНЫЙ ПОСТ


Телесным постничеством обессиливаются только две душевных и притом поверхностных страсти – блуд и чревоугодие. Глубже их в душе лежат корысть и гордость со всеми проявлениями зла.
Отсюда истинный и приятный Богу пост души есть отложение разновидностей гордыни и корысти, то есть гнева, ярости, лукавства, презрения к другим, лести, лжи, брани, оговоров, клятвопреступления, скупости и прекращение всякой злобы, сварливости, зависти, соблазна на грехи и несправедливостей [11].
Кто, постясь телесно, не очищает души от страстных помышлений, плотского образа мыслей, греховных чувств, хотений и дел, тот напрасно радуется своему мнимому посту. Он – лжец пред Богом и подобен никогда не ядущим злым демонам [12]. Начало душевного поста полагается удалением из сознания вредных помышлений о греховном [13]. Чувства и желания страстного характера, не имея опоры в твердых мысленных образах человека, неизбежно замирают [14].
Душевно постящийся переводит себя на правый путь и, подобно Адаму до его грехопадения, вкушает плоды от исполнения всякой Божией заповеди [15].
Он являет великое исправление себя в смиренномудрии, милосердии к другим, тихом лице, тихих обычаях душевного устроения и мысленно всегда предстоит Распятому Христу, сам сраспинаясь Ему [16]. Вытеснение страстных помыслов из сознания постящегося достигается хранением непрестанной теплой сердечной молитвы к Богу.
Сказанное о душевном посте проясняет смысл литургических названий его началом чистой жизни, преложением к нетлению, подвигом терпения, молитвенным восхождением к Богу, облачением души в веселие по Боге [17].
Постящийся всей душой действительно делается лучшим, мягким, любящим всех, умиленным, светлым, юношески бодрым, хранителем чистоты ума и сердца и удобоподвижным на все доброе. Из его уст не слышны осуждения других, наговоры и злоречия. Он всеблагоговейно работает одному Христу, ненавидит темные, вредные и горькие дела злобы, и в короткие дни поста весь напитывается горней пищей благодати Божией. Превозмогание греховных влечений и сна лености открывает ему свободу изливать пред Богом теплую молитву. Весь дух чисто постящегося присвояется Богу, посвящает себя Ему Единому и любовно открывается для всех окружающих, как светлое солнце, сияющее земле [18].
Истинные постники не тяготятся постом, не унывают при воздержании от пищи и страстей [19]. В ожидании себе самим прощения от Бога они исполнены духа всепрощения к другим [20] и дел милосердия. Созерцание крестных страданий Христовых уязвляет их любовию ко Христу и отрывает от всех греховных дел [21].
Всматриваясь в литургическое изображение облика душевно постящегося, нельзя не заметить, что до времени поста лик его души облегает тьма. Он замкнут в себялюбии и страстности. Постничество разрывает в нем оковы страстей. В связи с этим сила любви его свободно обращается к Богу и людям.
Литургическая письменность очевидно полагает конечной целью душевно-телесного поста освобождение любви человека к Богу и ближним от связи страстями.
Приведем ряд буквальных выдержек из Постной Триоди, иллюстрирующих и обосновывающих это заключение.
По словам св. песнопевцев, “просветившие плоть постом утучняются душевно добродетелями… творя своей пищей святую любовь” [22]. “Постясь от злобы, они наслаждаются любовию к Богу” [23], “примиряются с Ним со всей теплотой сердца” [24] и “Ему присвояются” [25] “совершенно” [26]. “Молящиеся о прощении своих грехов исполнены мира со всеми и любви друг ко другу” [27].
Кратко и обобщенно о цели поста можно сказать, что он есть бесстрастие и вместе воссияние в бесстрастии любви к Богу и людям.
В ответ на личную любовь к Богу постящихся Господь милостиво прощает им грехи [28] и являет Свою благодатную светлость [29] и обрадование [30] во Святом Духе.
Раскрытое литургическое учение о существе душевного поста укладывается в такую формулу:
Душевный пост есть вытеснение из души страстных мыслей, чувств и влечений благодатию молитвы и подвигами смирения и милосердия и одновременное возгорение чистой любовью к Богу и людям.
Подвиг лощения от движений гордости, самозамкнутости и своекорыстия христианин сопровождает сильнейшими напряжениями: а) к смирению, б) к покаянной молитве и в) милосердию.
 


А


Смирение – постоянный и неотлучный спутник верующих во Христа всегда, во время поста изливается в стенаниях, воздыханиях, плаче пред Богом о грехах и мольбах об их прощении. Подобно приточному мытарю, постящиеся молятся в душевной клети Богу сокрушенно, плачевно, самоосужденно и смиреннейшими словами. Их внутренний взор не видит вокруг себя никаких других грешников, кроме себя. Сокрушенных духом и приходящих без высокомудрых помыслов о себе, Господь не унижает, но принимает. Он дает им богатство оправдания и покрывает их обнажение благодатию Духа Святого. Смиренные в чувстве своей внутренней нищеты низложили свой гордый ум и оттолкнули от себя самовосхваление, надменные мысли о себе, злобу, дерзость и свирепый нрав. Это возвышает их в очах Божиих и возводит к Богу как бы по лествице. Свет благодати сияет в смиренных душах совершенно очевидно, так как без него они не могли бы глубоко увидеть и восчувствовать свою греховность. Оттого они так глубоко воздыхают и покаянными рыданиями как бы бьют совесть [31].
 


Б


Смиряясь, постящиеся молятся Богу о спасении и прощении грехов на всякий час, — день и ночь. Мысленный и сердечный взор их пристально, неотрывно, всецело устремлен к Престолу Божию с совершенною верою [32]. Из уст их вырываются немногословные, но горячие восклицания ко Господу, наподобие следующих:
“Отче наш, сущий на небесах! Прости нам прегрешения наши” [33].
“Христе мой! не гнушайся мною согрешившим, но очисти меня покаянием” [34].
“Иисусе! Дай мне ныне умиление и воздыхание, чтобы восплакать о моих злых делах, безмернейших моря” [35].
“Господи! светом Лица Твоего исправь меня ныне” [36].
“Я без числа прегрешил пред Тобою, Слове! Ожидаю бесконечной муки. Дай мне слезы, да приобрету ими прощение” [37].
“Иисусе Боже! Я чужд Тебя… обнищал от всякого благого деяния и потемнел” [38].
“Видишь печаль сердца моего, видишь мои слезы. Спаси меня, припадающего к Тебе в покаянии” [39].
“Исхити меня от лютого диавола и облеки в первую одежду” [40].
“Спаситель! Образ моей жизни страшный. Дай мне время и нравы покаяния… прежде, чем постигнет меня смерть” [41].
“Множество лютых прегрешений сковывает меня веригами, освободи меня, Христе мой” [42].
“Милостивый! Помилуй меня, падшего” [43].
“Боже мой! Дай мне тучи слез, чтобы я восплакал и отмыл скверну” [44].
“Мое сердце в язвах греха. Приложи мне пластырь покаяния” [45].
“Не погуби меня грубого грехом” [46].
“Вся моя жизнь протекла в грехах. Смогу ли уже в старости покаяться? Господи! прежде конечной гибели моей спаси меня” [47].
“Господи! Плотской образ мыслей помрачает меня” [48].
“Подыми меня, лежащего в беззакониях” [49]. “Посмотри на меня благосердым взором и будь ко мне милостив” [50].
“Агнец Божий, всякий день взимающий грех мой! Всецело предаю душу и тело в Твои руки… Не отринь меня от Твоего Лица” [51].
Смиренные молитвы постящихся быстро слышимы Богом. Отвечая на них, Он молитвенникам, невидимо, но “ощутительно простирает благодать прощения их грехов” [52].
Чтобы молитва постящихся о прощении грехов была действеннее пред Господом, святые песнопевцы Церкви учат соединять молитвенное напряжение с делами милосердия нищим и убогим.
Кающийся должен изменить свое прежнее небрежное отношение к людям. Он обязан быть к ним милостивым и человеколюбивым. “Припрягший к смирению щедрость несется к Богу быстрее Лидийской колесницы” [53].
Говоря литургическим языком, подвизающийся в посте “зажигает светильник души огнем добрых дел” [54], когда дает голодным хлеб, бескровным – приют и с любовию питает их, как пророк Елисей сынов пророческих.
По Писанию, в Божие Царство входят полагающие свои сокровища в руки бедных. Милуя нищих, они взаймы дают Богу, Который воздает им за благотворение с божественной щедростью. Елей благотворения усиливает у постящихся горение любовью к Богу, привлекает к ним особое милостивое Божие благоволение. Господь подает им вместо земного небесное, вместо розданного ими хлеба – пищу благодати; взамен тленной одежды, данной нищим, – ризу благодатного света [55].
Смирением, молитвою и милосердием постящиеся как бы самораскрываются для восприятия Божией благодати, и Господь благодатно согревает и просвещает богоустремленных. За мужественное перенесение болезненных трудов воздержания они украшаются свыше благодатию поста и цветут постническими добродетелями [56].
Каноны и стихиры Постной Триоди неотразимо сильно влекут к лощению напоминанием о многих Богоносных постниках Ветхозаветного и Новозаветного времени, начиная с Богочеловека Господа Иисуса Христа.
Христос Спаситель личным примером сорокадневного пощения осветил и узаконил для всего человечества дни поста, как средство преодоления диавольских козней, лукавых уловлении и вражеских стрел [57].
Из дали веков выступает, например, образ чудного Еноха, воздержанием преложившегося от земли на небо [58]. Прекрасный Иосиф постом избежал смешения с беззаконной женой Пентефрия и получил царство [59]. Гедеон воздержанием и молитвою только с тремястами мужей побеждает мадианитян [60]. Пост явил духовно цветущим пророка Самуила, воспитал великого храбреца Самсона, усовершал ветхозаветных священников и пророков [61].
Божественный Моисей, очищенный постом, творил множество чудес, жезлом разделил Чермное море и людей 40 лет питал в непроходимой пустыне [62]. На Синайской горе он очами своей постнической души зрел Бога, был собеседником Зиждителя, удостоился говорить с Ним лицом к лицу и принимать слухом голос Невидимого Пречистого Бога. Постившись, Моисей принял от Бога скрижали Завета и был Законописателем [63].
Иисус Навин воздержанием освятил еврейский народ, перешел с ним Иордан и наследовал Обетованную землю [64]. Царь и пророк Давид пощением победил иноплеменника Голиафа и приобрел царство.
Пророк Илия, постившись, отверз небеса и тучами напоил жаждущую землю. Пост просветил Илию и очистил к Хоривскому видению Бога в тихом ветре. Пост поддерживал в нем ревность о привлечении всех людей к истинному Богу, соделал его пламенным возчим на обретенной им огненной колеснице и вознес на высоту неба [65].
Пророк Елисей, постившийся, воскресил умершего отрока жены Сонамитянки [66].
К устам постника мудрого пророка Исаии пламенный Серафим прикоснулся таинственным углем с жертвенника Господня [67].
Некогда постившийся пророк Даниил укротил и заградил уста рыкавших львов [68], трое хранителей поста – отроки в Вавилонской печи попрали жгучий пламень, не опалившись огнем [69].
Святое пощение спасло пророка Иону в ките от гибели [70] и древних ниневитян – от гнева Божия [71].
Постом Апостолы Христовы угодили Богу и явились на земле светильниками воздержания и учителями постничества для язычников [72]. Апостола Павла пост соделал Неботечником [73].
Так дивен в спасении пост, соединенный с молитвой [74]; кто бы из христиан, независимо от времени своей жизни на земле, не принял богодухновенного завещания поста, получит от Христа Спасителя помилование и спасение.
Изложенные литургические суждения о посте драгоценны своей необыкновенной ясностью, жизненностью и глубиной анализа покаянного настроения постников. В словах стихир и великопостных канонов удивительно четко оттенены моменты сочетания благодати Божией с волевой свободой постящихся в их молитвенно-смиренном обращении к Богу и милосердии к ближним.
Превосходны и образы библейских ревнителей поста, выступающие из глубины веков в своей величавой небесной красе.
Значение постного подвига в процессе человеческого спасения настолько огромно, широко и многозначительно, что церковные песнопевцы не находят достаточно изобразительных слов, чтобы живописать его с желаемой полнотой и глубиной в своем богослужебном творчестве. Изображению по Триоди значения поста в деле благодатного преображения человеческой природы мы посвятим следующую главу нашей книги.
 

НРАВСТВЕННОЕ БЛАГОДАТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА

Литургические творения святых отцов и учителей Церкви рассматривают пост не в обыденном узком смысле воздержания только от пищи и страстей, но и как наклон ко всем добродетелям. Поститься, по учению песнопевцев Церкви, то же, что пережить полный, всеобъемлющий переворот личного настроения и совершенно обратиться ко Господу. Другими словами, пощение есть подвижничество и коренное изменение всего строя внешней и внутренней жизни, преодоление греха со всеми последствиями его.
Фразеология стихир и канонов Постной Триоди бесподобна своей картинностью, простотой, задушевностью и чудной благодатной силой. Речь здесь льется свободно, широким потоком, без всякой надуманной тяжеловесной искусственности и поражает слушающих до глубины души благодатной энергией
Передадим некоторые отрывки этой речи, касающиеся: а) нравственно-возрождающего и б) благодатного значения поста.
 


А

“Как прекрасен и велик пост! — восклицают песнопевцы Церкви. — “Какая благодать от Бога! Какой чудный источник небесных благодеяний для напряженно постящихся! Он — время подвига, гаситель всех страстей, возродитель умиленного нрава, правых мыслей, чистой жизни, час торжества духа над плотью, улучшения людей. Сам Господь дал время поста к теплому обращению грешных от страстей и умиленному служению Богу. Часто в один день поста приобретается спасение на все века” [75].
“При царстве греха и державе нечестия ублажается телесная пища и не пренебрегаются плотские желания. Со времени же совершения крестного таинства Спасителем почитается пост, сияет воздержание и возносится молитва. От них рождается небесная добродетель и угасает мучительство над людьми демонов” [76].
“Пост – священное учреждение для души, способ приобретения спасения, борьба за добродетель, воздаяние Богом каждому заслуженного по делам. Христовым воинам, подвизающимся в постничестве, плетутся венцы. От поста рождается бесстрастие. Он — благодатная весна душ, хранитель чистоты, зов к покаянию и цвет раскаяния. Какой язык выскажет постные подвиги в Духе… и богатство благ, проистекающее отсюда! Пост — царица добродетелей. — Он утоляет кипение страстей, примиряет прегрешивших с Богом, очищает неядением пищи тело, слезами душу, воздержанием дух, дает способность исполнять Божий хотения и встречать Чистого Господа во светлой чистоте” [77]. Вот “воссияло богоданное, блаженное время поста, пришла постная красота, — и испускает лучи покаяния всем требующим Божией милости. От людей отступает глубочайшая тьма лености. В это время добродетелей потемненные прегрешениями встают на добрейшую тропу очищения, сосредоточиваются на одних Божественных желаниях и насыщаются световидной чистотой, светозарной всенощной молитвой и чистой любовью к Богу и людям” [78].
“Пост очищает душевные чувства от скверны прегрешений, развязывает прельщение горького греха и греховного долга, утверждает святые помыслы” [79]. “Он — ходатай вечно блаженной жизни, отеческое сокровище, мать всех послуживших Христу, подготовка к переселению в небесный Сион, бегство от горения в геенне, воспитатель у постящихся мужества Иова, незлобия Иакова, Авраамовой веры, Иосифова целомудрия и Давидовой доблести” [80].
“Приятие поста с горячим усердием, трудолюбием и любовию умеряет зной прегрешений” [81], творит постоянство святых устремлений [82]. На человека, постящегося в таком настроении, “не дерзает восставать демонское искушение. Постнику сопребывают с напряженной любовью Ангелы-хранители человеческой жизни” [83]. “Сам Человеколюбец Господь радуется восхождению людей на высоту добродетелей, преодолению ими страстей и веселится о приближении их к раю” [84].
Отмеченное нравственное значение поста можно обобщить в кратком заключении: пост очищает душу от страстности, подчиняет плоть духу и утверждает в человеке светлые мысли, чувства, устремления и навыки.
 

Б

Видимое улучшение постящегося зависит не от одних естественных усилий его, но и от явления благодати [85]. Обогатившийся воздержанием обогащается Божеством, переоблачается в светлую одежду благодати и истинного благородства. Благодать поста обильно испускает очищающие лучи [86] и украшает души постников сияющим благолепием, слезами умиления, просвещением молитвы и любви, крепостью доброго мужества, всепроникающим душу страхом Божиим [87]. Постящимся даруется свыше тонкость духовного чувства благодати, дерзновение к Богу, утучнение сердца умилением [88].
Как разодравшие плачем ризу страстей, они принимают от Св. Духа Божественную одежду оправдания [89], наслаждаются светлейшими чувствами, осияваются Богом и видят силу Божию в своей чистоте и сладком душевном покое [90].
Входы к Богу отверзает им Господь Спаситель чрез дарование силы полного обращения от греха к святости [91] и прощение их грехов [92].
Таково церковное просвещение верующих Духом Христовым во время воздержания. Здесь сила Божия нисходит на человеческое усилие войти в единение с Богом и встречает человека в момент борения со страстями. Недоступное человеку в преодолении греха — незримо довершает благодать своей непобедимой мощью.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пост телесный по уставу Церкви обязателен для христианина в определенные времена и дни года. Душевный же пост от страстей должен быть всеобщим и непрерывным подвигом.
Хранение поста приводит к господству над страстями, образует в душе фон чистоты и усиливает любовь к Богу и людям.
Пока душа нравственно невоздержна и отемнена, для нее невозможно различие в себе мысленных диавольских прилогов от естественной работы собственного мышления. Лишь на очищенном благодатью поста душевном фоне ясно видимы и действие личного ума и диавольские мысленные приражения. Человек способен тогда противоречить вражеским прилогам и отгонять их призыванием имени Господа Иисуса Христа.
Душевный пост начинается с хранения чистоты ума и отражения страстных мысленных налетов. При чистоте ума у человека не волнуются чувства и не мятутся желания. В нем царит глубокий внутренний покой и тишина.
 
 


Примечания:


[1] Вторник 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.
[2] Нед. Сырн. утра, 3 стихира на Хвалитех; Четверг 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховн. стихира.
[3] Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.; Понед. Сырн. веч., 1 стихира на Господи воззвах; Вторник Сырн. утра, 1 стиховн. стихира; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 7 п.; Нед. Мясоп. утра, 3 стихира на Хвалитех; Четверг Ваий утра, 1 стиховная стихира.
[4] Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Понед. 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, 3 тр. 1 п.
[5] Четверг 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, 3 тр. 2 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховн. стихира; Вторник 4 Седм. Вел. Поста вечера, 6 стихира на Господи воззвах; Вторник Ваий, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.
[6] Пяток Сырн. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Субб. Сырн. утра, Седален на 2 стихосл.; Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах.
[7] Нед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Понед. 3 Се дм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 1 п.
[8] Нед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 3 п., 2 тр. 3 п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 2 тр. 3 п.
[9] Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховиая стихира; Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 1 стиховная стихира; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п., Седален по 2 стихословии.
[10] Вторник 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховная стихира; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец, 1 тр. 3 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Субб. 5 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах.
[11] Понед. 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховная стихира; Вторник Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Среда 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.
[12] Среда Сырн. утра, 1 стиховная стихира; Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира; Пяток 2Седм. Вел. Поста утра, Сед. по 2 стихосл.; Понед. 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 9 п.
[13] Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п., 3 тр. 9 п.; Среда Сырн. вечера, 1 стиховная стихира.
[14] Субб. 5 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
[15] Вторник 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.
[16] Среда Сырн. утра, 1 стиховная стихира; Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира.
[17] Среда Сырн. утра. Канон св. Андрея Критского, 1 тр. 3 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 и 5 тр. 5 п.
[18] Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1, 3 и 4 тр. 8 п.; Среда Сырн. утра, Канон св. Андрея Крит.,5 тр. 3 п., 3 тр. 7 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 4 п.; 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п., 8 тр. 5 п.; Канон, 1 и 3 тр. 9 п.; Нед. Сырн. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 и 3 тр. 8 п.; 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.
[19] Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.
[20] Понед. 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховн. стихира.
[21] Среда 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии.
[22] Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.
[23] Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.
[24] Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.
[25] Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 и 3 тр. 9 п.
[26] Пяток Сырн. утра. Канон, 3 тр. 9 п.
[27] Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Пяток Сырн. вечера, 1 стиховн. стихира и 3 на “слава”.
[28] Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.
[29] Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 5 п.
[30] Там же. Канон, 1 тр. 9 п.
[31] Нед. Мытаря и Фарисея утра, Канон, I и 4 тр. 1 п., 1 и 2 тр. 2 п., 2 тр. 5 п., Седален по 3 песни Канона, 1 и 4 тр. 4 п., 5 тр. 5 п., 1 тр. 6 п.: Кондак по 6 п.; 1, 2, 4 и 5 тр. 7 п., 1, 3 и 5 тр. 9 п.: 3 стихира на Хвалитех, Икос по 6 п. Канона; Понед. 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 1 п.’; Среда 4 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Вторник 5 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 2 п.
[32] Понед. Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии.
[33] Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира.
[34] Нед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; ср. Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 4 тр. 8 п.
[35] Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.
[36] Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.
[37] 2 Нед. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.
[38] Нед. Блудного сына утра, Канон, 1 тр. 7 п., 1 тр. 8 п.
[39] Там же, 1 тр. 9 п.
[40] Там же, 4 стихира на Хвалитех.
[41] Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 4 тр. 4 п.
[42] Там же, 1 Трипеснец, 3 и 4 тр. 9 п.
[43] Нед. Сырн. утра, Канон, Кондак по 6 песни.
[44] Понед. 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
[45] Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.
[46] Вторник Страстной Седм. вечера, 5 стихира на Господи воззвах.
[47] Среда 5 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира св. Андрея Критского на Господи воззвах.
[48] Там же, 5 стихира.
[49] Там же, 9 стихира.
[50] Там же, 13 стихира.
[51] Там же, 23 и 24 стихиры.
[52] Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.
[53] Нед. Мытаря и Фарисея утра. Канон, 3 тр. 5 п.; Понед. Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.
[54] Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 3 п.
[55] Вторник Сырн. утра, 2 Трипеснец, 2 и 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховн. стихира; Вторник 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Понед. 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховная стихира; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира; Нед. 5 Вел. Поста утра, стихира Хвалитная “на слава”; Четверг Ваий утра, 1 стиховная стихира; Страстной Вторник утра, 4 стиховная стихира.
[56] Субб. Сырн. утра, Канон, 6 тр. 1 п., 1 тр. 2 п., 1тр.6п.,2,4и5 стихиры на Хвалитех.
[57] Среда Сырн. утра, Кан. св. Андрея Критского, 1 тр. 1 п.; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Вторник 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.
[58] Среда Сырн. утра, Канон, 1 тр. 3 п.
[59] Там же, 1 тр. 8 п.
[60] Там же, 3 тр. 9 п.
[61] Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.
[62] Среда Сырн. утра, Канон, 1 тр. 9 п.
[63] Среда Сырн. утра, Канон, 2 тр. 1 п.; 1 тр. 5 п.; Нед. Сырн. утра, 3 и 4 стихиры на Хвалитех; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стихов, стихира; Вторник 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Четверг 5 Седм. Вел. Поста вечера, 4 стихира на Господи воззвах.
[64] Среда Сырн. утра. Канон, 2 тр. 9 п.
[65] Вторник Сырн. утра, 2 Трипеснец, 3 тр. 9 п. Среда Сырн. утра, Канон, 1 тр. 5 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 7 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Понед. 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 2 и 5 тр. 9 п., 1 стиховн. стихира; Понед. Ваий утра, Канон, 3 тр. 8 п.
[66] Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.
[67] Среда Сырн. утра, Канон, 2 тр. 5 п.
[68] Там же, 1 тр. 7 п.; Среда Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.
[69] Среда Сырн. утра, Канон, 3 тр. 5 п.
[70] Там же, 1 тр. 6 п.
[71] Вторник 2 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.
[72] Среда Сырн. утра, Канон,-1 тр. 9 п.; Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 2 и 3 тр. 8 п., 2 тр. 9 п.
[73] Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 9 п.
[74] Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховн. стихира.
[75] Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.; Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 4 п.; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, Канон, 3 тр. 5 п.; Понед. 5 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.
[76] Пяток Сырн. утра, 1 стиховная стихира.
[77] Нед. Мясоп. утра, 4 стихира на Хвалитех; Нед. Сырн. утра, 2 стихира на Хвалитех; Понед. Сырн. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 1 п.; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Среда Сырн. вечера, 1 стиховная стихира; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Вторник 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 2 и 9 п.; Вторник 3 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.
[78] Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 3 п., 5 тр. 9 п., Канон, 6 тр. 8 п.; Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п., 1 стиховн. стихира; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п.; Вторник 2 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Суббота 4 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Нед. 4 Вел. Поста утра. Канон, 1 тр. 5 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии.
[79] Понед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Вторник Сырн. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 2 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 4 п.; Четверг 1 Седм. Вел. Поста, Канон на Повечер. преп. Марии Египетской.
[80] Среда Сырн. утра. Канон, 1 тр. 6 п., 2 и 3 тр. 8 п.; Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира; Понед. 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах.
[81] Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 3 п., 3 тр. 6 п.
[82] Там же, 4 троп. 8 песни Канона.
[83] Понед. Сырн. утра, 1 стиховная стихира.
[84] Вторник 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах и 1 стиховная стихира.
[85] Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.
[86] Среда Сырн. -утра, Канон св. Андрея Крит., 2 тр. 4 п.; Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 4 п.; Среда Сырн. утра, Канон, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.
[87] Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; Нед. Сырн. вечера, 1 стиховная стихира; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.
[88] Нед. Сырн. утра, 4 стихира на Хвалитех; Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
[89] Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 2 п.
[90] Там же. 1 Трипеснец, 2 тр. 2 п., 3 тр. 3 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 9 п.
[91] Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии.
[92] Там же, 1 Трипеснец, 1 тр. 4 п.