СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА

(память 19 октября/1 ноября)

Ныне трудно найти правду на земле, затопляемой всё сильнее греховными волнами;

чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас.

Преподобномученица Елисавета Феодоровна.

Одна из современниц Великой Княгини писала о святой Елисавете: «Она обладала замечательным качеством – видеть хорошее и настоящее в людях – и старалась это выявлять. Она также совсем не имела высокого мнения о своих качествах…»

В Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня вела жизнь подвижницы: строго постилась, спала на деревянных досках, тайно носила власяницу и вериги, отводила на сон 2-3 часа в день… 

Привыкшая с детства к труду, она всё делала сама и не требовала от сестёр никаких услуг лично для себя. Более того, Великая Княгиня участвовала во всех делах обители, как рядовая сестра, подавая пример остальным. 

Как-то к настоятельнице подошла одна из послушниц с просьбой послать кого-нибудь из сестёр перебирать картошку, так как никто не хотел помогать. Княгиня Елисавета, не сказав никому ни слова, пошла сама. Увидев настоятельницу, перебирающую картошку, пристыженные сёстры прибежали и принялись за дело.

В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных –  и всеми силами стремилась облегчить их страдания, просиживая у их постелей целые ночи. Если кто-то умирал, она всю ночь читала над покойником Псалтирь, а в 6 утра неизменно начинала свой рабочий день.

Елизавета Феодоровна открыла в монастыре школу для сирот и детей, которых она находила на Хитровом рынке. Это было место, где, казалось, собрались все отбросы общества, но настоятельница всегда повторяла: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно не может быть уничтожено». 

Её не пугали ни болезни, ни окружающая грязь, ни брань, разносившаяся по Хитровке. Неутомимо и ревностно искала она здесь сирот, переходила из притона в притон, уговаривая отдать их ей на воспитание. 

Ведя строгую подвижническую жизнь, Великая Княгиня не требовала того же от своих сестёр. Она заботилась, чтобы у них было хорошее питание, достаточное время для сна и ежегодный отпуск, во время которого сёстры ездили на богомолье или проводили время на природе в деревне. 

Воистину выполнила она своё обещание, высказанное сёстрам обители:

«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, №12 (190)