Святой благоверный князь Михаил Киевский и Черниговский (1179 — 20.09.1245) своим смирением, душевным незлобием и милосердием снискал любовь и уважение народа. Он занимал Киевский великокняжеский стол с 1235 года. Именно в его правление и произошло монголо-татарское нашествие.
Пред лицом врага
Осенью 1240 г. полчища орды подступили к Киеву. Ханские послы предложили Великому князю добровольно покориться, но Михаил не стал вести с ними переговоры. Он срочно выехал в Венгрию, чтобы уговорить венгерского короля совместными силами организовать отпор общему врагу.
Пытался князь Михаил поднять на борьбу с ордынцами и Польшу, и даже германцев. Но безуспешно…
Как пришелец скитался великий князь в чужой земле, но, услыхав о совершенном опустошении русской земли, возвратился в Киев и Чернигов разделять печаль с родным народом. Вскоре явились к нему татары с требованием ехать в Орду и получить разрешение (ярлык) на управление своим княжеством.
Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться могущественным завоевателям, но как православный христианин не мог согласиться поклониться идолам, к чему принуждали русских князей в Орде. Призвав своего верного боярина Феодора, он объявил ему, что пойдёт к Батыю и готов претерпеть мученичество за Христа.
Непокорные русские
Когда они прибыли к хану Батыю, им приказали сначала пройти через огненный костёр, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым стихиям: солнцу и огню. На это князь Михаил ответил жрецам: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари».
Хану донесли о непокорности русского князя, и Батый передал условие: тот, кто не выполнит требование жрецов, умрёт в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам. Смерти же за Христа не боюсь».
Святой князь и преданный его боярин стали готовиться к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец — епископ Иоанн.
Татарские палачи долго и жестоко избивали Михаила и Феодора, пока земля не обагрилась кровью. Михаил переносил всё это мужественно и твердил только одно: «Я — христианин!» Тогда один из убийц отсёк страдальцу голову, и — о дивное чудо! Глава, отнятая от тела, во услышание всем произнесла: «Я — христианин».
«Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле Черниговском. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки князя Михаила продолжили его христианское служение. Церковь причислила к лику святых дочь князя Михаила — преподобную Евфросинию Суздальскую (память 8 октября) и внука — святого благоверного Олега Брянского (память 3 октября).
Тела святых страстотерпцев были брошены палачами на съедение псам, но Господь чудесно сохранил их. По ночам над телами мучеников появлялся огненный столп, сиявший ярким блеском. Видя всё это, христиане, находившиеся в то время в Орде, взяли тайно тела мучеников и с честью погребли их. Позднее мощи святых были перенесены в Чернигов, а затем в Москву.
Исповеднический подвиг князя Михаила и его боярина Феодора поразил хана и его приближённых. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не требовали больше от русских князей, приезжавших в Орду, прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа против монголо-татарского ига продолжалась ещё долго, и многие русские князья по примеру Михаила Черниговского стали новыми мучениками и исповедниками.
Наталья Кузнецова
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона