Священномученик Серафим, в миру Леонид Чичагов, обладал множеством талантов: сделал успешную военную карьеру, писал картины и иконы, сочинял музыку, разработал новую медицинскую систему…
Однако вскоре ему стало ясно, что применение своим талантам в полноте он найдёт лишь на ниве Господней. Леонид Чичагов по благословению своего духовного отца Иоанна Кронштадтского становится священником.
Жизнь будущего митрополита была тесно связана с Саровским старцем Серафимом. Именно этому и будет посвящён наш разговор…
По святому послушанию
Отец Леонид глубоко чтил память батюшки Серафима. Однажды, поехав к местам его подвигов, он повстречался с блаженной Пашей Саровской. Дивеевская старица, обрадовавшись приходу будущего святителя, сказала: «Преподобный Серафим велел тебе передать, что наступило время открытия его мощей и прославления». В смущении отец Леонид отвечал, что в силу своего общественного положения не может быть принят Государем. Но старица была непреклонна.
Доверившись её совету, отец Леонид начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». Тщательно и неутомимо он собирал материалы о жизни и духовном подвиге Серафима Саровского, воспоминания о нём современников, многочисленные свидетельства о помощи по молитвам к старцу.
Когда книга была готова, случай встретиться с Государем и вручить ему «Летопись» не заставил себя ждать. Николай II со всей серьёзностью отнёсся к вопросу о канонизации Саровского старца. В 1903 году, когда были обретены мощи святого, состоялись торжества по прославлению великого русского подвижника.
Встреча с Небесным покровителем
Когда рукопись «Летописи» была готова к предоставлению в Святейший Синод, завеса духовного мира вдруг приоткрылась: свершилось великое чудо — в комнату к автору «Летописи» вошёл сам батюшка Серафим…
У Чичагова не мелькнуло и мысли о том, что это видение — так всё было реально. Каково же было его удивление, когда старец поклонился ему в пояс со словами: «Спасибо тебе за Летопись. Проси у меня всё, что хочешь за неё». Отец Леонид только и мог вымолвить: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Отец Серафим улыбнулся и стал невидим.
Именно в годы работы над «Летописью» у отца Леонида созрело решение о выборе дальнейшего пути. Под сводами монастырей он находил душевное успокоение, жизнь обретала смысл, полноту. При постриге в монашество в 1898 году ему дали имя в честь преподобного Серафима Саровского. Так батюшка Серафим стал его Небесным покровителем.
А впереди была целая череда лет епископского служения. Везде он проявлял талант исключительного организатора церковной жизни, приводя в порядок часто расстроенные дела, собирая вокруг себя паству. «Сила не в силе, а сила в любви!» говорил святитель Серафим Чичагов. И вся его жизнь стала ярким тому свидетельством…
Таисия Подмарёва
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №13(165)