ПРЕПОДОБНЫЙ АЛИПИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

30 августа – день кончины иконописца преподобного Алипия Печерского (1114 г.).

Преподобный Алипий Печерский был одним из первых и лучших русских иконописцев. Этому мастерству он учился у греческих мастеров, украшавших в Киево-Печёрской Лавре Успенскую церковь. 

В своём деле святой Алипий был настолько искусен, что, по благодати Божией, воспроизводил на иконе духовный образ добродетелей; ибо обучался он искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. 

Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Он постоянно трудился и оставлял иконописание только ради Божественной службы.

Один богатый киевлянин страдал проказою. Искал он помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, но и впал в ещё худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печёрский монастырь и просить молитвы у святых отцов. Он согласился, но с нежеланием.

Когда сей больной был приведён в монастырь, игумен приказал напоить его водою из святого колодца, а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас в наказание за неверие на теле больного появилось так много гноя, что все сторонились его, будучи не в состоянии выносить смрадного запаха. С плачем и негодованием прокажённый возвратился к себе в дом.

Однако, придя в себя, больной решил исповедать все свои грехи, а посему опять пошёл в Печёрский монастырь к преподобному Алипию. Святой долгое время поучал его душеспасительными речами, а затем, взяв иконописные краски, помазал ими гнойные места. После этого святой Алипий повёл больного в церковь, причастил его Божественным Тайнам и повелел умыться водою. И гнойные струпья с больного сошли.

Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Более того, известны случаи, когда Ангелы Божии помогали Алипию в этом святом деле.

Анастасия Мухина

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский благовест, № 9 (187)