ПРЕПОДОБНАЯ ТАИСИЯ ЕГИПЕТСКАЯ, ФИВАИДСКАЯ

( память 8/21 октября)

Та, которая ныне чтится в лике великих святых, долго была великою грешницею.
Отечество Таисии и город, который был свидетелем печальных побед ее, неизвестны. Известно только то, что она жила в Египте, и весь Египет знал о непомерном распутстве ее. Мать ее была женщина дурной жизни и не только не заботилась о внушении ей добрых правил, но сама учила ее торговать развратом. При таких уроках красавица дочь стала страшною. Богатые люди всякого возраста спешили уловить внимание ее, разоряли состояние свое на подарки; любовники в доме прелестницы не только дрались, но и убивали один другого, покой и счастье многих семейств были расстраиваемы по милости этой слуги сатанинской.
Слух о прелестнице Таисии дошел до монастыря гераклейского аввы Пафнутия. Пафнутий был такой высокий подвижник, что на него смотрели как на ангела Божия. Ревнуя о спасении душ, он многих забывчивых мирян обратил на путь спасения. Услышав о Таисии, Пафнутий снял с себя отшельническую одежду и в наряде светского богатого человека, с запасом денег, явился в толпе обожателей прелестницы.

Таисия еще не совсем заглушила в сердце своем требования религии, она еще верила в Бога всеведущего, верила, что по смерти будет суд правды. Но эти мысли только мелькали в душе ее, как у всех светских женщин; они были затемняемы и не доходили до глубины сердечной, под влиянием пристрастий ее к наслаждениям светским, к роскоши, неге, плотоугодию, веселой жизни.
Пафнутий воспользовался для спасения Таисии истинами, доступными для души ее. Пустив в ход средства, открывающие доступ к жалким женщинам, Пафнутий просил Таисию назначить свидание в тайном месте, в таком тайном, где бы не только люди, но Сам Бог не мог видеть их. Она отвечала, с улыбкою, что это невозможно, — Бог везде и все видит. Тогда Пафнутий живо представил ей ужас дерзости грешить так нагло, так гнусно, как она грешит; открыл ей, какой устрашающий ответ должна она дать пред Богом и за свои гнусности и за беззакония прельщенных и погубленных ею душ, за множество душ, истерзанных распутством ее или потерявших самую жизнь в погоне за нею.
Таисия скоро почувствовала, что тот, кто говорит с нею таким языком, — не светский грешный человек и даже не светский умник, а человек посланный к ней Богом, и — сердце ее озарилось небесным светом.
Трепеща, обливаясь слезами, кинулась она к ногам отшельника и сказала: подвергни меня какому угодно покаянию, — чувствую мерзость мою, трепещу мук, готовых для меня, — но и надеюсь, что твоими молитвами Бог помилует меня, дай мне не более трех часов времени, нужного мне, и я явлюсь куда прикажешь и выполню все, чего бы ни потребовал ты от меня. Пафнутий согласился и назначил место свидания.
Таисия собрала все собранные ею сокровища, плоды страшного ее распутства, наряды, драгоценности, стоившие огромной суммы; приказала сносить все на площадь, тут, в присутствии народа, сама зажгла все и громко призывала участников развратной жизни ее каяться в грехах; предавая плоды греха огню, она давала видеть, что признает она гнусною свою прежнюю жизнь, не находит имущества, нажитого грехом, стоящим даже и того, чтобы раздать его бедным, а жжет все, как зачумленное.
Выполнив это, явилась она в назначенное Пафнутием место. Он отвел ее в женский монастырь и запер в тесной келии, к дверям приложена была свинцовая печать, а в малое окошечко приказано было подавать кающейся ломоть хлеба и несколько воды.
Заключенная как бы во гробе, Таисия просила уходившего Пафнутия об одном: как должна она молиться Богу? «Ты недостойна призывать Бога и именовать Его твоими устами, недостойна и поднимать руки к небу; уста твои полны нечестия и руки осквернены преступлениями. Обратясь к востоку, повторяй одно: Создавший меня! помилуй меня!»
Кающаяся свято выполняла назначенное ей суровое покаяние.
Спустя три года: Пафнутий почувствовал в сердце сожаление о заключенной. Он отправился к Великому Антонию узнать, отпущены ли Богом грехи Таисии? Явясь к нему, он сказал ему о жизни Таисии. Святой Антоний собрал к себе главных учеников своих и предложил им провести ночь в молитве, не откроет ли Господь воли своей о нужде Пафнутия? Воля Божия открыта была Павлу, которого звали Препр о стым. Ему явилось на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняют три дивы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно, это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему: «нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии». Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.
Явясь в монастырь, где заперта была Таисия, он открыл дверь келии ее. Таисия кротко сказала ему, что желала бы остаться в затворе. Пафнутий объявил: «выходи, Бог простил тебе грехи твои». Она повиновалась и при том сказала: «Бог свидетель, с той минуты, как вошла я в келию, все грехи мои были пред моими глазами, и я обливалась слезами, смотря на них». «За это именно, сказал Пафнутий, Господь милосердый и помиловал тебя, а не за строгость заключения твоего».
Таисия прожила только 15 дней по выходе из очистительного заключения. Душа ее, омытая покаянием и разрешенная взявшим на себя грехи всего мира, взлетела на небо за нетленною наградою.
Пафнутий, за день до своей смерти, рассказал о Таисии бывшим у него отшельникам, показывая в опыте, что нет состояния в жизни, которое позволено бы было презирать, и что величайшие преступники могут искренним покаянием достигнуть и прощения, и великих наград.
Так как блаженная Таисия подвизалась и почила при Великом Антонии († 356 г.) и Павле Препростом († 340), то кончина ее последовала не позже 340 г.
Считаем должным сказать здесь об особенности, отличавшей Павла Препр о стого (житие см. 4-го октября по старому стилю), узнавшего о судьбе Таисии. Он имел дар от Господа видеть сердца людей, как видят лицо другого. Раз стоял он у дверей храма, где начиналось вечернее служение. Входили один за другим иноки с веселым взором. Но один шел мрачный и расстроенный, дух злобы хватался за его руки, чтобы оттащить его от дома Божия.
Преподобный сел у порога и горько заплакал; так проплакал он во всю вечерню. Когда служба кончилась и в числе других шел брат, прежде расстроенный, теперь же веселый, Павел вскочил от радости, остановил брата в виду всех.
«Для общей пользы, — сказал Павел, — открой, как случилось, что ты стал иною душою?» Тот отвечал свободно: «Да, я точно был грешником, жил порочно и беззаботно. Но ныне услышал я в храме слова пророка: Измыйтеся и чисти будете… Аще будут греси ваша то багряное, то снег убелю (Ис. I, 17-19).* И я в храме решился переменить жизнь мою. И теперь клянусь пред всеми — буду служить Господу от искреннего сердца». «Видите, братия, — прибавил весело Павел, — Господь готов принять каждого грешника, лишь бы мы приходили к Нему».

* «Омойтесь, очиститесь… Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю»

Источник : ЖИТИЯ СВЯТЫХ ЧТИМЫХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Составлены святителем Филаретом, архиепископом Черниговским. Издание Сретенского монастыря, 2000 г.

5971 5943