Мать Александра думала почить в монастыре от земных трудов. Но Господу было угодно возложить на неё обязанности основательницы новой великой обители – Серафимо-Дивеевского монастыря.
Александра лишилась мужа ещё в молодых годах (ей было около 25-ти лет) и, несмотря на то, что владела семьюстами душ крестьян и богатыми поместьями, взяв свою трёхлетнюю дочку, приехала в монастырь.
Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения она сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё следующее: «…Я пришла возвестить тебе волю Мою… Изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трёх жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева…»
Мать Александра просила богоносных отцов Киево-Печёрской лавры рассудить это видение: не есть ли это мечта, игра воображения и прелесть? Но святые старцы и старицы после молитв и долгих размышлений единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное.
Нет точных сведений, сколько странствовала Александра. Известно только, что в Дивеево она остановилась на отдых. И именно здесь ей вновь явилась Божия Матерь и указала, что это и есть то самое место, которое Она выбрала для обители.
Так Александра поселилась в Дивеево. Здесь она потеряла свою любимую дочь. Здесь она вела крайне суровую и подвижническую жизнь, упражняясь в самых трудных и чёрных работах, в молитвенных трудах. Здесь она, позабыв своё нежное воспитание, вместе с крестьянами работала в поле, очищала хлев, ухаживала за скотиной, сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни на работе, топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное бельё и надевала на них чистое к приходу их усталых матерей. Всё это она делала потихоньку, дабы никто не знал и не видел.
Жизнь матери Александры и её сестер вполне соответствовала идее нищенства, работающего на насущное пропитание и вставшего на путь жертвенного служения Богу и людям. На этих молитвенных подвигах, на этой безграничной жертвенности матушки Александры и создавался благословенный Дивеев.
Анастасия Мухина
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №7(185)