28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
Икона Успения Пресвятой Богородицы являет собой очень важную истину: смерть не есть тупик или бессмысленный финал для человека, человек не прекращает своё бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний.
На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые связаны с Успением Божией Матери. Задача не из лёгких, но иконописцы справились с ней блестяще.
В центре иконы изображён одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка к Богородице указывает на Её царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной. Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы – такую обувь могли носить только императоры Византии.
Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико; если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например, Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.
Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и иная композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это иудейский священник Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Ангел Божий невидимо отсёк его руки, которые прикоснулись к одру. Кстати, чаще всего возле Афонии на иконе изображается и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.
За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой – огромным нимбом, символизирующим собой Божественную славу. В руках у Него младенец. Это – душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент: когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Её пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Её в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят ангелы, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с земли на небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.
На некоторых иконах изображена ещё одна интересная деталь – всё свободное поле иконы в её верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.
Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате – об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.
Нижняя часть иконы, наполненная печальной атмосферой, перекликается с верхней её частью, исполненной небесной славы и ликования, показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждёт Вечность, куда и переселилась Пречистая Дева Мария. И нам надобно размышлять об этой Вечности. Ведь от смерти не убежишь. Мы оттого слишком боимся смерти, что редко о ней думаем или думаем не так, как должно.
Разве смерть отнимет у нас жизнь? Мы будем жить и после смерти. Умереть – то же, что перейти из старого, худого дома в новый, хороший. Кого мы теперь любим искренне, с теми и по смерти мы не разлучимся: смерть ещё теснее соединяет людей, связанных друг с другом взаимной любовью. И поэтому всякий из нас при смерти может и должен говорить близким: до свидания! Что же касается мирских удовольствий, которые смерть у нас отнимает, то они не стоят того, чтобы говорить о них; по смерти будут свои удовольствия – такие, каких только может пожелать душа.
Как правило, мы боимся смерти из-за своих нераскаянных грехов. Грехи и здесь иногда мучат нас, тревожат, беспокоят, а там и вовсе не дадут нам покоя. Сейчас мы многих своих грехов не знаем и не сознаём, а там всё узнаем, все они придут на память и ни от одного из них не откажемся. Но и тут давайте рассуждать: смерти ли мы должны бояться? Не смерти, а грехов! Так будем же омывать их слезами покаяния!
Подготовила Анастасия Мухина