Знойными летними днями немноголюдно в приходских храмах. Народ православный пропалывает, поливает, окучивает. Оно и правда — летний день год кормит. Но вот наступает девятое августа, и утирают православные пот с лица, разгибают затёкшие спины, надевают чистые рубахи…
День этот в церковном календаре не отмечен красным, не почитается праздником великим, но сколько люду в храмах! Ещё бы — сегодня день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, того самого, которого просят в своих молитвах избавить от хворобы, от недуга, немощи.
Вспоминаю недавний свой «конфликт» в храме возле иконы целителя Пантелеимона. Тихонечко, дабы не мешать моющей пол старушке, рассказываю знакомой:
— Целитель Пантелеимон жил в первые христианские времена, в Никомидии. Это далеко, в Малой Азии на берегу Мраморного моря…
— Ерунду говоришь,- набрасывается на меня старушка, — в Малой Азии какой-то… Русский он. Наш, родненький. Зачем человека запутываешь?
Дабы «не возгорелось из искры пламя», промолчала я тогда. Русский и русский. А теперь скажу. Да, жил в Никомидии. И был добрым врачом, подавал надежды. Ему благоволил даже император.
Но этот красивый и талантливый юноша нарушил тишину своего покоя и благополучия радостным и смелым возгласом: «Мой Бог — Иисус Христос! Верую!» И — начался отсчёт времени в сторону нечеловеческих страданий. Ему угрожали. Его истязали. Ему сулили все богатства земли. Но светлым было его лицо, и неизменно было его «Верую!»
С именем Христа он лечил хромых, слепых, прокаженных. С именем Христа помогал обездоленным. И с именем Христа принял мученическую смерть. Это было в 305 году. С тех далёких пор великомученик Пантелеимон не отвернулся от тех, кому помогал при жизни.
Я не знаю храма, где не было бы иконы целителя Пантелеимона. Вот уж действительно наш, родненький, — ну и что с того, что из Никомидии. Молится Русь, просит угодника своего о вспоможении. Верит ему. Потому и бросает недополотые грядки в день светлой его памяти.
Молва, как добрая, так и худая, на Руси всегда проворна. Не было бы помощи от никомидийского святого, не шли бы к нему люди. И если уж идут, если уж за своего, за родненького почитают — помогает Пантелеимон.
По рассказу Н.Е. Сухининой «Целитель Пантелеймон»
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №9 (161)