(память 2/15 мая)
Пострадали за веру Христову во II веке, в гонения императора Адриана (117 – 138 гг.). Святые супруги приняли христианство в детстве и детей своих воспитали в глубокой вере. Все они были рабами знатного римлянина Катулла, жившего в Малоазийском городе Атталии. Служа своему земному господину, святые никогда не оскверняли себя идоложертвенной пищей, употребление которой язычниками было обязательным.
Однажды Катулл послал Еспера по делам в Тритонию. В это время святые Кириак и Феодул решили бежать, не желая находиться в постоянном общении с язычниками. Однако святая Зоя не благословила их на этот поступок. Тогда юноши просили материнского благословения на открытое исповедание своей веры во Христа и получили его. Когда братья объявили Катуллу, что они христиане, тот удивился, но не предал их на мучения, а отослал их вместе с матерью в Тритонию, надеясь, что родители убедят своих детей к отречению от Христовой веры. Находясь в Тритонии, святые некоторое время прожили в спокойствии, готовясь к предстоящему им мученическому подвигу.
Ко дню рождения сына Катулла все рабы были возвращены в Атталию, и в доме был устроен праздник в честь богини Фортуны. Рабам были посланы яства с господского стола и в числе прочего были идоложертвенные мясо и вино. Но святые не притронулись к еде. Зоя вылила вино на землю, а мясо бросила собакам. Узнав об этом, Катулл приказал истязать сыновей Зои – святых Кириака и Феодула. Братьев, обнажив, повесили на дереве, терзали железными орудиями на глазах родителей, которые во время пыток наставляли своих сыновей терпеть до конца за веру. Потом и сами родители, святые Еспер и Зоя, были подвергнуты жестоким пыткам. Наконец, всех четырех мучеников бросили в раскаленную печь, где они с молитвой предали свои души Господу. Тела их сохранились в огне неврежденными, и слышно было ангельское пение, прославляющее подвиг исповедников Господних.
Святым мученикам молятся о том, чтобы ни в каких жизненных ситуациях дети не теряли веры, а в годину испытаний мужественно переносили все, что попускает им Господь.