Наказание или дар? Болезни. Нелёгкая тема.

Болезни. Нелёгкая тема. Болезни всегда преследовали человечество. Возможно, сейчас медицина позволяет во многом облегчить недуги, но всё же тяжёлые, неизлечимые болезни и сейчас не редкость. Когда такое случается у нас или наших близких, в душу порой закрадываются вопросы: за что? почему?

Большинство наших болезней является результатом разрушительного действия греха на человеческую природу, как духовную, так и телесную. Злоупотребляя свободой воли и преступая Божественные заповеди, живя в угоду своим страстям, человек отдаляется от единственного источника Жизни – Бога. Неизбежным следствием этого является состояние слабости и немощи. Поэтому все болезни следует принимать, как благоразумный разбойник: достойное по делам своим приемлю.

Любящий Господь желает всем блаженства в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путём спасения и упорно коснеют в грехе. Знаки Божьего внимания они не видят, человеческую помощь отвергают. Часто для больной души таких людей самым действенным лекарством являются тяжёлые болезни. Так, преподобный Иоанн Лествичник рассказывает, как он видел страждущих, которые через телесный недуг избавились от страсти душевной. «Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Таким образом, людям, ведущим греховную жизнь и не радеющим о своём спасении, Господь посылает болезни как жгучий, но целебный пластырь. Пусть пострадает тело, но будет спасена душа.

Бывает, что болезнью Бог «укрывает» людей от беды, «которой не миновать бы, если бы они были здоровы». Об этом мы можем прочитать у святителя Феофана Затворника.

Иногда тяжёлые болезни Богом попускаются и праведникам. Сразу же вспоминается жизнь Иова Многострадального. В этом проявляется забота Божия об их духовном совершенстве. «Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то через сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и через огонь сделался чище», – пишет святая Синклитикия.

Есть и ещё одна причина болезней. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама, «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Лк.13: 16). Попущено это было для явления миру славы Господней. Можно также вспомнить и слова Спасителя о слепорождённом: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3).

Но почему не всем грешникам посылаются тяжёлые болезни? Потому, что Господь знает сердца людей. Некоторые продолжают противиться истине даже после постигших их испытаний. В результате к имеющимся грехам у них прибавляются новые, ещё более тяжёлые: уныние, отчаяние, озлобление, ропот. Господь не желает усугублять участь таких людей. В подобном щадящем отношении к ним ясно видно проявление Божественной любви.

Нельзя не сказать и ещё об одном факте. Здоровый человек всегда должен помнить, что болезни людей, с которыми он связан жизненными узами, имеют отношение и к нему. Господь даёт нам возможность спасать свою душу через дела любви и милосердия к страждущим и болящим. И никто не должен упускать такой возможности: «был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25: 36).

В наш век болезни умножились. В связи с этим вспоминаются пророчества древних старцев о тех, кому придётся жить в последние времена. Неспособные уже на подвиги, они будут спасаться безропотным терпением скорбей и болезней. Чтобы этим путём войти в Царство Небесное, надо с благодарностью и глубоким чувством покаяния переносить тяжёлые недуги, которые нас постигают.

При постигшей нас болезни не следует долго копаться и пытаться объяснить её каким-либо конкретным грехом. Можем ошибиться и принять ложь за истину. Нужно покаянно испытать свою совесть в отношении прошлой и настоящей жизни, укрепиться в делании заповедей Христовых, ибо только исправление всей жизни помогает стяжать врачующую благодать. И если телесное здоровье будет полезно нам, Господь не только облегчит наши страдания, но и исцелит.

Далеко не всегда людям бывает понятен Промысл Божий в отношении их болезней, но надо не сомневаться, что всё посылаемое Богом есть проявление Его любви и желания пользы души человеческой. Вот почему в христианском миросозерцании все болезни, как и скорби, считаются не наказанием, а даром Божиим.

Старец Паисий Святогорец (1924 – 1994), будучи с юности терзаемым болезнями, говорил им так: «Ты делай своё дело, а я буду делать своё». Отец Паисий никогда не молился об избавлении от болезней, но лишь иногда просил у Бога дарования силы подниматься с кровати и что-то делать, но не уменьшать боль. Святой был убеждён, что «так правильно», и «да будет воля Твоя». Несмотря на телесные немощи, он был необыкновенно чуток к людям, их скорбям и болезням, молился о них и утешал, а также выполнял духовные монашеские обязанности и тщательно соблюдал свой подвижнический устав. Страдая от болезней, отец Паисий говорил: «Болезни принесли мне такую пользу, какую не принесла мне вся подвижническая монашеская жизнь». Когда же врачи обнаружили у старца последнюю стадию рака, он неописуемо обрадовался…

Старец Порфирий Кавсокаливит (1906 – 1991) в конце жизни рассказывал: «Когда я был моложе, просил у Бога, да пошлёт мне раковую болезнь, да поболею ради любви Его. Когда же поведал об этом своему старцу, тот ответил: “Нет, это – эгоизм”. И я перестал просить: “Согрешил, Господи, по эгоизму просил сверх моих сил”. Итак, теперь, после стольких лет, Он послал мне то, что я просил тогда <…> Когда мне сказали об этом врачи после исследований, я обрадовался и сказал: “Слава Тебе, Боже. После стольких лет Ты не забыл прошение моё”. Рак у меня здесь, в гипофизе, на нём образовалась опухоль, которая давит на оптическую хиазму. Поэтому я стал плохо видеть. Этим глазом вижу немного свет. Другим вижу людей, как силуэты… Язык мой стал толстым и далёким. Он мешает мне во рту, и голос мой изменился. У меня ужасные боли. Когда болит, терплю и молюсь. При сильной боли не могу молиться. Однако не ропщу и не жалуюсь».

Подготовила Таисия Подмарёва